Всемирно известный рупор революции Владимир Маяковский, оказывается, имел весьма непосредственное отношение к системе профессиональной ориентации в первые годы Советской власти, когда страна возрождала разорённое сельское хозяйство, создавала индустриальную экономику, закладывала основы нового технологического уклада промышленности, развивала науку.
В стране с поголовной безграмотностью решалась беспрецедентная задача – создание социалистической системы профессионального образования, способной обеспечить народное хозяйство Советского Союза квалифицированными профессионалами.
Его незабвенное стихотворение, написанное в 1928 году, «Кем быть?» начинается словами: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?..». Дальше все (кто учился в советской школе) помнят краткие, но весьма ёмкие описания различных профессий: столяров и плотников, токарей и строителей, инженеров и докторов, заводских разнорабочих и слесарей сборщиков, даже кондукторов («…Кондукторам езда везде. С большою сумкой кожаной ему всегда, ему весь день в трамваях ездить можно.»), шоферов, лётчиков и моряков. На каждой страничке писатель выдает главному герою «спецодежду», и рассказывает о принципе работы и тонкостях той или иной профессии, давая маленьким читателям почувствовать себя в различных профессиях и познать их суть. На языке специалистов в сфере рынка труда это вполне похоже на профессиограммы.
Кстати сказать, по моим детским воспоминаниям, эти стихи нам читали ещё в дошкольном учреждении, но нам уже тогда ставили тот возрастной барьер, за которым начинается взрослая жизнь – 17 лет, то есть после окончания школы. Видимо поэт справедливо полагал, что ребенок с малых лет должен начинать задумываться о том, кем он станет в будущем, и какого уровня жизни он хотел бы достичь. Это и называется раннее профессиональное ориентирование, при чём с конкретной реперной точкой, то есть датой.
Мастерский слог Маяковского при знакомстве с рабочими профессиями («…Докторам хорошо, а рабочим — лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат.»). Наиболее яркие примеры удачно переданного ритма и звуков рабочего шума в цехе для сборки деталей, где главным человеком является простой рабочий, делающий разную работу. Попробуйте описать профессию разнорабочего сегодня так, что бы завтра на проходной или у отдела кадров стояла очередь на приём…Маяковский даже пошёл дальше и поставил профессию заводского рабочего боле привлекательнее, чем столяр, инженер и доктор. Инженером лучше, чем столяром; доктором лучше, чем инженером, а рабочим лучше, чем доктором. Перечитайте стихи и вы не найдёте ни строчки о пахаре или сеятеле. Там вообще всё о профессиях городских, занятых в строительстве, промышленности, транспорте, медицине. Врачей так же не хватало для городов, куда предполагалось переселить сельский электорат, превратив его в авангард мировой революции- пролетариат. Надо знать, что в стране, где стояла стратегическая задача технологического рывка, ещё за десять лет до этого в сельском хозяйстве было занято 85 % населения. Для индустриальной революции соотношение должно было быть, как минимум 70% к 30% в пользу городского рабочего класса. Представляете, какая стояла колоссальная задача?!
С индустриальным ростом городов получил развитие общественный транспорт, требующий так же своих работников. Вот почему Маяковский дальше среди профессий называет профессию именно общественного транспорта – кондуктора трамвая, а потом, когда «…окончилась рельса, и слезли у леса мы, садись и грейся», возникает представитель альтернативного общественного транспорта- шофёр автобуса, который всем так и говорит: «Только скажите, вам куда надо — без рельсы жителей доставлю на дом». Если бы Маяковский прожил на год-два больше, то почему то кажется, что в его стихах могла появится профессия машиниста метрополитена, которая появилась уже в 1932 году и первыми представителями этой профессии стали именно водители трамваев и городских автобусов.
Идём дальше и вспомним историю двадцатых-тридцатых годов прошлого столетия, и тогда нам станут понятны призывы автора к таким профессиям, как лётчик и матрос.
«…Облетаю тучку, тучку-летучку. Белой чайкой паря, полетел за моря. Без разговору облетаю гору. «Вези, мотор, чтоб нас довез до звезд и до луны, хотя луна и масса звёзд совсем отдалены».
Страна строила не только индустриальное общество, промышленность была нужна для развития боевой мощи страны, где авиация становилась решающей военной силой и требовала профессиональных военных авиаторов, которые уже в тридцатых перелетят несколько раз Ледовитый, Атлантический и Тихий океаны, дав тем самым мощный импульс развитию отечественной авиации, создав базовую платформу для освоения космоса.
«…Сдавайся, ветер вьюжный, сдавайся, буря скверная, открою полюс Южный, и Северный — наверное».
Разве не было уже через пять лет после выхода стихов подвига Челюскинцев, а через десять эпохального дрейфа на льдине станции «Северный полюс» Ивана Папанина, который впервые закрепил за Советским Союзом претензию на Северный морской путь, находящийся сегодня в исключительной территориальной зоне Российской Федерации?
Страна действительно готовилась, как сейчас стало модно говорить, к технологическому прорыву и нужно заметить, Маяковский сыграл в ориентировании молодёжи в нужное профессиональное русло весьма важную роль. При чём, наследие его ещё долго работало не только в период индустриализации, но и в первые послевоенные годы восстановления народного хозяйства, «хрущёвского» строительства коммунизма, освоении Сибири и Дальнего Востока, строительстве БАМа и так далее.
И хотя стихотворение заканчивается словами: «Книгу переворошив, намотай себе на ус —все работы хороши, выбирай на вкус!», список предложенных профессий был ориентирован на правильный выбор, актуальный тогда в СССР. В своих произведениях Владимир Маяковский всегда затрагивал важные для людей темы, и стихотворение «Кем быть?», как профессионально ориентированная пропаганда нужных для страны профессий, не стало исключением.
Вот так, искусством слова, завёрнутого в весёлую рифму, был создан шедевр ранней профессиональной ориентации подрастающего поколения будущих строителей советского индустриального общества.
А казалось бы – детские стишки.
Салахов Артур Асхатович. Эксперт Национальной Системы Квалификаций РФ.
Читайте также: Трудовые будни в ДНР. Эффективная кадровая политика?
Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: Вконтакте, Однокласники, Фейсбук, Яндекс Дзен, Вайбер, Телеграмм