Скоро на экраны выходит первый фильм, снятый на территории Донбасса. Это военная драма «Ополченочка», главные героини которой – женский танковый экипаж, воевавший на фронтах в ЛНР.

Среди участников съёмок были актёра из Луганска, Москвы и Донецка. Актриса МДТ имени М.М. Бровуна Валентина Саврасова сыграла в «Ополченочке» небольшую роль. Но её героиня запомнится многим, кто посмотрит картину. Сегодня Валентина Александровна – собеседница корреспондента «Делового Донбасса».

- Валентина Александровна, съёмки в «Ополченочке» - это ваш первый кинематографический опыт или были какие-то роли на экране и до этого?

- Нет, это мой первый опыт в кино, дебют на экране. Вы знаете, со своими мечтами надо быть осторожнее, они имеют свойство сбываться. Это я поняла после приглашения на съемки. Меня часто на интервью спрашивали: «А вы снимались в кино?». Этот же вопрос звучал и от зрителей.  И в школе, и в театральном училище, я мечтала сняться в фильме о войне. Никто из моих родных, побывавших на фронте, не любил и не хотел рассказывать о войне. Но мое сердце будоражила эта тема. Кто тогда мог думать, что эта война будет у нас? Я знала о Великой Отечественной по рассказам дедушек и своей двоюродной бабушки, маминой тёти.  Она, кстати, жива до сих пор, сейчас ей 93 года.   В нашей семье очень много фронтовиков. Я помню, какие сильные эмоции вызывали у них воспоминания о войне.  

Валентина Саврасова: моя мечта сыграть в фильме о войне стала реальностью

- Как вы познакомились с режиссёром «Ополченочки»?

- Это Алексей Козлов. Он приезжал на первый фестиваль малых форм «Мизансцена» и его спектакль «Биография» завоевал Гран-при. И вот, начав работу над фильмом, он вспомнил о нашем театре, сказал, что ему нужна актриса на роль матери.  Из всех наших «матерей» он выбрал меня. Роль была небольшая, лишь один эпизод. Поэтому я смогла съездить и отработать за один день.

- Где проходили съемки?

- В Луганске, недалеко от украинского драматического театра, в обыкновенной квартире в двухэтажке. Это была не декорация. Мы вошли в помещение и снимали его в таком состоянии, в каком оно находится в это военное время. Суть эпизода в том, что мать живёт в этой квартире, после травмы – перелома шейки бедра, мечтает увидеть сына. И вдруг, он неожиданно появляется. Неожиданная встреча и сразу прощание.

- Расскажите немного о том, кто ваша героиня и кто её сын?

- Мне сказали, что у моей героини есть реальный прототип. Она жила в наше время и перенесла все ужасы этой войны. В фильме её сын – это тоже реальная личность, командир казаков с позывным Серебряный.  Его роль в фильме сыграл прекрасный актёр Юра Миронцев.

- Вжиться в роль вам было несложно?

- Конечно, несложно. Я сама мать и уже даже бабушка. Последние пять лет я знаю, что такое разлука с детьми, когда нас разделяет линия фронта и для того, чтобы увидеть семью, моей дочери приходится пересекать блокпосты.

- Каковы ваши впечатления от съёмок? Это легче, чем играть на сцене театра или сложнее?

- Нет, играть перед камерой не сложно. И если трудности возникали, то несколько иного плана. Сама ситуация встречи матери и сына, она внезапная, долгожданная. Сын говорит, что должен уехать, чтобы отвезти семью в Крым, но она понимает, что это обман, что её сын идёт на фронт, под пули и снаряды. Это было самое горячее время, 2014 год. Я тоже переживала все эти события здесь, в Донецке.  И вот ситуация прощания… Когда я всё это пропустила через себя, моё сердце было готово выскочить из груди. Я искренне плакала, без каких-либо искусственных слез. И вот, снимают эпизод, а потом звучит голос: «Стоп! Здесь какая-то тень мелькнула! Давайте всё сначала». Удержать это чувство сложно, но я старалась. Следующий эпизод – и вдруг на заднем плане прошла хозяйка квартиры. Затем седая краска, которую мне нанесли на волосы, попала на одежду моего киношного сына. И так несколько дублей. Это не сложно, когда снимается бытовая сцена или комедийная.  Но острый драматический момент требует концентрации. И сложность была в том, чтобы удержать это острое чувство разлуки, эту боль предстоящего расставания с сыном. Я плакала по-настоящему, и пока готовились к съёмкам нового дубля, слезы приходилось сдерживать. И сохранять то душевное волнение, которое испытывала моя героиня.

- Вы полностью фильм уже видели?

- Видела. Он произвёл на меня очень сильное впечатление.

- А вот наши украинские «партнёры», наши небратья критикуют «Ополченочку» на все лады. Как вы оцениваете качество фильма, как специалист, как актриса?

- Сразу скажу, что это не киностудия.  У ребят это первый опыт. Как можно судить с точки зрения «высокого искусства»? Ведь это, практически, документальная лента, фильм о нас, о нашей жизни, о нашей трагедии. Ничего не приукрашено. Причём автор идеи Роман Разум уже лет 12, как уехал в Москву.  Он там жил, учился, работал. А когда начались все эти события, он вернулся в Луганск и сделал всё, чтобы сохранить память о том, что происходило на Донбассе в эти страшные 2014 и 2015 годы.  Фильм разбавлен документальными кадрами и очень жутко смотреть, когда ты видишь на экране людей, которых знал, с которыми общался, а сегодня их нет, всё это в прошлом.  В фильме показывают Александра Владимировича Захарченко, легендарных командиров Моторолу, Гиви.

- Их показывают в документальной хронике или их роли играют артисты?

- Нет, в фильм мастерски вплетены документальные кадры. Я думаю, что девочкам, игравшим знаменитый женский танковый экипаж, было тяжело. Только одна из них – луганская актриса, которая прожила и прочувствовала весь этот ужас. А другая, героиня которой убивает насильника, заставившего её самой копать себе могилу, рассказывала, как жутко было во время съёмок этого страшного эпизода, когда начался реальный обстрел. Как бы это страшно не звучало, но мы привыкли к звукам выстрелов, к артиллерийской канонаде, а тем, кто приехал сюда из мирной реальности, очень сложно.

- В театре вы актриса широкого профиля, актриса без определённого амплуа. Вам по плечу любой образ. Лично для меня вы всегда будете Эдит Пиаф из «Репетиции любви». Кому-то очень нравится бабушка Роза из «Лёвушки».  Вопрос такой, сейчас вы играете не только мам, но и бабушек. Легко дался переход от ролей героинь к бабушкам?

- Да. Бабушек в моем репертуаре сейчас много. Это и Ануш в «Хануме», и одинокая Опал Кронки, и даже сказочная бабушка Красной Шапочки в одноименном мюзикле. Ну что здесь особенного? У меня уже и возраст такой. Я сама бабушка, моему внуку 13 лет. Да и мои бабушка разные, с разными характерами, не похожие одна на другую. Например, в спектакле «Выходили бабки замуж» я играла одинокую, немного сумасшедшую, чудаковатую Ольгу.  Она пишет стихи и складывает их в мешки под кроватью. Просто прелестное создание! Впервые мне было так легко! Спектакль тогда шёл на украинском языке, а до этого я много лет проработала в русском драмтеатре в Мариуполе, где мы старались даже не слушать украинскую речь, чтобы не возникло акцента. Но именно в роли Ольги я начала овладевать украинским языком, мне было легко и понятно.

Валентина Саврасова: моя мечта сыграть в фильме о войне стала реальностью

- Легко ли вам играть одиноких женщин с несложившейся судьбой, когда в жизни вы мама, бабушка, жена? Вы понимаете ваших героинь?

- Вживаться в такие образы мне помогают наблюдения и общение. К сожалению, вокруг очень много одиноких женщин. Они такие славные, такие труженицы. Часто думаю, почему она одна, что не сложилось? Иногда бывает, что сложилось, но женщина овдовела. Общаясь с ними, я прислушиваюсь, что они говорят и о чём, запоминаю все их чаяния, заботы и волнения. Потом, играя героинь с не сложившейся судьбой, я стараюсь передать всё это зрителям. Самое важное и самое главное, когда я вижу, что зритель мне верит.

Например, играя роль Кронки, я переплетаю её с нашим временем. Сейчас в прифронтовых районах живёт очень много одиноких пожилых людей, которые не сумели выехать. И вот именно так, как Кронки, они живут, ищут способ найти себе пропитание и даже помогают другим. Помогают как могут – делятся последним куском хлеба. Главное, что в их сердцах огромные вера и надежда, что всё будет хорошо. Я хочу всем пожелать даже не терпения, так как терпят всё это уже пять лет, а, чтобы поскорей наступило состояние душевного покоя.

Валентина Саврасова: моя мечта сыграть в фильме о войне стала реальностью

- Сейчас мы с вами говорили о ролях в серьёзных, драматических постановках. Но у вас есть и яркие комедийные образы. Та же бабушка Ануш в «Хануме» или ещё ваша героиня в «Тартюфе»…

- Ой, знаете, как я устаю после этой роли.  Это такой напор, это столько агрессии! Она просто генералиссимус какой-то – вошла, всех отчитала, у неё к каждому претензии. Она считает себя правой во всем, знает, как жить и всех поучает. Однажды мой внук, ещё во время учёбы в младших классах, плаксиво сказал: «Я не хочу в школу». Я поинтересовалась: «Сашенька, а в чем дело?». И он в ответ, забавно грассируя звук Р, сказал: «Наша учительница так орёт!». Меня это удивило. Ведь мы же понимаем, когда с нами говорят спокойно. Почему она не может говорить спокойно? И эта госпожа Вернель, она же разносит всех. Ещё во время репетиций я собирала себя в кулак и старалась быть максимально жёсткой. Но получала замечания от режиссёра спектакля Василия Маслия, что надо быть ещё более жёсткой. Поэтому, каждый раз настраиваясь на спектакль, я думаю, ну где я могла видеть подобное. Ищу образы из жизни. А когда настраиваюсь, то играю подобно машине, которая набрала скорость и мчится по трассе. При этом всё должно быть чётко и внятно, что за претензии у неё ко всем домочадцам. Только сына она оправдывает. А остальных разносит в пух и прах. И когда в конце у неё открываются глаза, и она понимает, что была не права, я искренне, по настоящему плачу в этой сцене.

- Валентина Александровна, кроме того, что вы разноплановая актриса, вы ещё и человек с золотыми руками. Как находите время и на занятия рукоделием и живописью?

- Я далеко не самая большая рукодельница. Среди моих знакомых есть много людей, творящих настоящие чудеса. А у меня времени на это мало. Я люблю вышивать бисером, в том числе и иконы, рисую, леплю. Думаю, что мой самый оригинальный жанр в декоративно-прикладном искусстве, это лепка из солёного теста. В этой технике я уже сделала почти всех моих героинь из спектаклей.  Акцент я делала больше на сказочных персонажах, они более яркие, красочные. Я думаю, что это самое уникальное в моем декоративно-прикладном творчестве, то, чем можно гордиться.  Когда ты вышиваешь, то работаешь по готовому шаблону – тебе дан цвет, форма, размер, бисер. А здесь полная свобода.  Можно гордиться изделиями из камней, ракушек, потому, что это тоже моё, здесь я сама раскрываюсь.

- Вы, насколько я помню, ещё и рисуете?

- Да, я не только срисовываю, но и придумываю что-то своё. Нравится мне и такой графический жанр, как монотипия. Это когда на зеркало наносятся мазки краски. А потом прикладывается лист бумаги и на нем отпечатывается в единственном варианте неповторимая картина.

- Декоративно-прикладное искусство вас расслабляет или наоборот вдохновляет? Занимаясь рисованием, вышивкой или лепкой вы готовитесь к ролям или наоборот отдыхаете от спектаклей?

-Конечно, декоративно-прикладное искусство расслабляет, помогает снимать стресс. И с его помощью я могу, как отдыхать после трудного спектакля, так и настраиваться на новую роль.

- Вас можно назвать счастливым человеком, у которого сложилась личная жизнь и карьера и даже реализовалась мечта сняться в фильме о войне. О чем-то ещё мечтаете?

- Наверное, только о мире.  Я не могу понять, почему я не могу обнять своих близких, почему не могу встретиться с друзьями? Почему эти люди, власть имущие, так ненасытны. Но я верю, что всё наладится и всё будет хорошо.

Ольга Стретта

 

Читайте также: Мэри Саргсян - маленькая хозяйка большого голоса

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: Вконтакте, Однокласники, Фейсбук, Яндекс Дзен, Вайбер, Телеграм

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все