В театральном музее МДТ имени М.М. Бровуна открылась новая, необычная выставка, подарившая посетителям немало неожиданных сюрпризов. Интригует уже само название экспозиции – «Гоголь и Булгаков: мистическая связь».

Произведения этих признанных классиков всегда были в репертуаре донецкой муздрамы, начиная с 30-х годом минувшего века. Так, в гоголевский «Ревизор» ставился трижды – в 1934-м, 1952-м и 1999-м годах. «Женитьба» - в 1934-м и 2014-м, «Сорочинская ярмарка» - в 1937-м и 2008-м, «Вий» - в 1940-м и 1961-м, «Рождественская ночь» - в 1991-м. А жемчужиной в короне театрального репертуара стал спектакль «Игроки», премьера которого состоялась год назад. Из Булгаковских произведений у нас шел «Полоумный Журден» (2005 год) и Зойкина квартира» (1989 и 2009 годы).

Начальник отдела развития театрального искусства Дина Маслий рассказала о представленной экспозиции корреспонденту «Делового Донбасса»:

- Автором идеи этой выставки стали наши художники Юлия Остапенко и Игорь Ковалев.  Они пришли к нашему главному художнику Руслану Фадиенко, заслуженному работнику культуры ДНР,  и предложили выставку с таким названием.  И Юлия, и Игорь очень увлечены творчеством этих писателей и поэтому родилась идея подобной экспозиции. Руслан Фадиенко поддержал это начинание и мы приступили к сбору материала. Этот процесс длился несколько месяцев. И вот сегодня вы видите итог наших исканий, наших переживаний. Действительно, между этими великими писателями, жившими в разные века, есть мистическая связь. Оба они Мистики с большой буквы.

- Откуда в экспозиции столик Маргариты с недопитой чашкой кофе, сброшенным халатом и, главное, кремом Азазелло?

- Игорь Ковалев очень мечтает о том, чтобы на сцене нашего театра шел спектакль «Мастер и Маргарита». Да, пока мы это не делаем, но человек до такой степени мечтает, что у него уже готов и макет сцены, и эскизы к спектаклю. Поэтому пока знакомим зрителей с этим, а там будет видно. Может быть всё это произойдет на сцене.

«Мастер и Маргарита» - это одна из вершин мировой литературы, увидеть спектакль мечтают люди всех поколений. Поэтому мы на этой выставке решили создать небольшой кусочек комнаты Маргариты. И вот, мистика началась уже на этом этапе. Один из экспонатов, крем Азазелло, как вы помните из романа, был желтого цвета. У нас он позеленел.

- Спектакль «Зойкина квартира» и сейчас в репертуаре МДТ имени М.М. Бровуна. Но ведь он пережил два рождения?

- Впервые постановка пьесы Михаила Булгакова «Зойкина квартира» на сцене нашего театра  была осуществлена в 1989 году режиссёром Александром Аркадиным-Школьником. Тогда в спектакле играли народная артистка В. Полякова, В. Ищенко и, тогда еще молодой В. Гладнев. В экспозиции выставки это представлено на архивных снимках. Второй раз тот же режиссёр поставил «Зойкину квартиру» на Донецкой сцене в 2009 году. Конечно, с новым составом исполнителей. Всё время этот спектакль шел и исчез из репертуара ненадолго лишь, когда шли самые активные боевые действия. В 2019-м он снова вернулся на афиши и на выставке вы можете увидеть еще одно, новое поколение, актеров играющих  в этом бессмертном классическом хите. 

- Скажите несколько слов об экспонатах, касающихся гоголевского репертуара?

- Гоголь у нас представлен постановкой «Женитьбы» и теперь, вот уже год, есть жемчужина в кроне нашего театра – спектакль «Игроки». Кроме того, на открытии выставки наши актрисы Александра Арнаутова и Альбина Терехова покажут отрывок из поэмы «Мертвые души». Этот проект можно назвать Гоголь в концертном исполнении.

- Расскажите о макете декорации к спектаклю «Вий». Это тоже в планах театра?

- Нет, «Вий» у нас шел в 1961 году. Поставлен он был режиссёром Наумом Генцлером.  И вот тоже мистика! В архиве театра не оказалось ни одной программки, ни единой афиши и даже фотоснимка с этого спектакля.  Поэтому наш художник воспроизвел макет, который могут увидеть все посетители выставки.

Выставка продлится до открытия следующего театрального сезона. Поэтому у наших зрителей, купивших билеты на спектакли, есть возможность посетить ее и внимательно осмотреть экспозицию.

Одним из самых ярких экспонатов выставки, не в смысле цвета, а по полету фантазии, стало платье дамы гоголевской эпохи, изготовленное  художницей Юлией Остапенко из бумаги. Вот что рассказала о нем сама автор необычного произведения дизайнерской мысли:

- Юлия, расскажите, как создавалось вот это вот прекрасное платье?

- Материал предполагает полет фантазии, а Гоголь – это всегда какой-то сюрреализм. Он вообще был первым сюрреалистом. Поэтому хотелось сделать что-то необычное из необычного материала, чтобы подать не так, как обычно. Бумага всегда предоставляет возможности сделать больше, чем ткань. Это накрутить бантики, шнуры, создать образ, который немного отходит от обыденности. Поэтому и мне захотелось немного поиграть с другой фактурой, сделать рядом с макетом декорации из Гоголевских «Игроков» микромир писателя.

- Несмотря на то, что это платье рядом с макетом декорации «Игроков», оно больше похоже на костюм из другого спектакля, их «Женитьбы».

- Да, это платье Агафьи Тихоновны. Это ее фантазия по поводу себя, мечты о талии, как у Натали Гончаровой, о бантах. Каждая гоголевская героиня, считающая себя «дамой приятной во всех отношениях», мечтает именно о таком – осиная талия, много бантов, всё гипертрофированное. Ее главное желание – выйти замуж. Она видит себя готовой невестой и ей кажется, что она управляет неким миром, который  крутится вокруг нее.

Все героини Гоголя либо такие «невесты», либо это что-то типа Панночки. Золотая середина отсутствует. Либо это был, горшочки-грибочки, либо человек сразу вылетает за какую-то грань.

Традиционно состоялся и пресс-подход генерального директора-художественного  руководителя театра Натальи Волковой. Вот ее комментарий:

- Сегодня, в рамках Года русского языка мы открываем выставку «Гоголь и Булгаков: мистическая связь». С этим материалом очень любят работать и режиссёры, и художники, и актеры. Многие спектакли ставились на сцене нашего театра не по одному разу. Так Гоголевский «Ревизор» пережил три рождения на донецкой сцене, а «Зойкина квартира» Булгакова – два.

- Увидят ли зрители «Мастера и Маргариту»?

- У художников есть свои задумки, свои наработки и сегодня они любезно предоставили это для нашего музея. Я понимаю, что зрители очень хотели бы увидеть «Мастера и Маргариту»,  но я думаю, что это разговор не сегодняшнего и не завтрашнего дня. У театра есть план работы, мы четко понимаем, что ставим в следующем театральном сезоне, с какими режиссерами и художниками будем работать.  Мы всегда стараемся, чтобы наш репертуар был сбалансирован, вдумчиво подходим к его формированию, поэтому заранее всё планируем. Ну а дальше пути Господни неисповедимы.

Почетным гостем на открытии выставки стал  известный театровед, профессор, доктор филологических наук, доцент СПБГУ Сергей Николаевич Ильченко. Корреспонденту «Делового Донбасса» удалось пообщаться с дорогим гостем:

- Сергей Николаевич, знаю, что по многим местам нашего города, вы уже проехались. Можно сказать, что Донецк – город контрастов?

- В определенном смысле, да. Но эти контрасты очень эмоциональны. Одно дело читать и слышать все, живя в Петербурге. Другое, увидеть все своими глазами и главное, поговорить с людьми. Я сюда для этого и ехал.

Посетить ваш город, ваш театр я смог благодаря Наталье Марковне Волковой, благодаря коллективу. Так что, история, началась как театральная, а получилась человеческая и даже журналистская. Я придумал такую формулу, что приехал сюда из человеческого и профессионального эгоизма, чтобы узнать  всё самому. И то, что я увидел, меня действительно поразило. Сначала город миллиона роз, но проехав пять километров попадаешь в прифронтовую полосу. Когда проезжаешь по Киевскому проспекту или поселку Октябрьский некоторые вещи переворачивают сознание очень сильно.

- Можно сказать, что жители Донбасса и жители Петербурга схожи по стойкости характеров? Ведь ваш город пережил похожую трагедию.

- Да. Только мы переживали ее тяжелее, хотя и длилась она меньше по времени.  И главное, наша трагедия имела счастливое разрешение.

- Если бы не граница с Россией, то Донбассу пришлось бы не намного легче.

- Да. Я думаю, что сейчас людям очень тяжело переживать постоянное состояние внутреннего напряжения, которое, практически нигде не прорывается. И это невероятно трудно. Это мучительное ожидание и то, как к этому относятся дончане вызывает восхищение. И то, что люди тянутся к театру, ко всему, что не в черных красках и не в негативе – тоже показательный знак. Значит искусство делает их жизнь лучше. И это очень важный момент, когда мы говорим о миссии театра. Мы понимаем, как и насколько она важна.

- Сергей Николаевич, как театральный критик, скажите, что можно критиковать, а что нельзя, чтобы не «обидеть художника»?

- Как сказано в одном интересном произведении: "Художника обидеть может каждый..." Но есть разные формы критики. Мне тоже, в некотором смысле, предстоит испытание, посмотрев спектакли поговорить с актерами, с коллективом театра. Но это тоже важно, так как учит нас выражать свое мнение так, чтобы не обидеть другого человека. Это главное в искусстве любого критика – театрального, музыкального, кинематографического. Сказать так, чтобы никого не обидеть и если не правду, то вскрыть суть явления. Но для этого нужен определенный опыт и я надеюсь, что обладаю им.

- То есть критика должна быть тонкая и конструктивная?

- Естественно. Я же приехал не для того, чтобы всё раскритиковать. Просто бывает полезен свежий взгляд со стороны. Чтобы анализировать что происходит, надо искать понимание того процесса, в котором находится данный коллектив и данный театр. Чтобы понять театр, надо знать, в какой атмосфере он живет и работает. И это тоже очень важный момент моей встречи и знакомства с Донецком.

- Я имела ввиду не только наш театр, а вообще позицию любого театрального критика.

- Это верно и в общем понимании. Позиция, когда критик пришел, посмотрел и раскритиковал не верна в корне. Нас всегда учили понимать контекст, то есть что происходит вокруг и что происходило до. Я это не то, чтобы понимаю, но представляю.

- Должен ли театральный критик обладать широтой взглядов и принимать всё новое или обязаны существовать морально-этические рамки, за которые выходить нельзя? Есть то, чего просто нельзя показывать на сцене?

- Если вы имеете ввиду Богомолова и Серебренникова, то я отвечу на это фразой из «Вишневого сада» - всякому безобразию есть свое приличие. Есть вещи, которым не место на сцене театра. Они могут быть в других местах – арт-клубах, ночных клубах, на улице, в пивном баре. Это пожалуйста. Но театр, вспоминая Гоголя, это кафедра. И с кафедры можно учить разному. Но надо учить так, чтобы у человека не оставалось ощущения, что его вываляли в чем-то, мягко говоря, непотребном. Все-таки должна быть какая-то надежда и перспектива и в этом эмоциональная заразительность театра ни с чем несравнима. И, на мой взгляд, использовать ее со знаком минус не правильно.

- Какие из наших спектаклей вы планируете посмотреть?

- Программа составлена так, чтобы я смог увидеть нашумевший хит «Юнона и Авось», очень интересующий меня «Граф Калиостро». Может быть, благодаря записи я увижу «Игроки», который тоже имеет отношение к моим театральным впечатлениям. А если всё сложится и это будет не единственная встреча, то я хотел бы увидеть все 60 спектаклей из репертуара вашего театра.

Ольга Стретта

 

Читайте также: «DON Авиа» - первый туроператор в ДНР

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: ВконтактеОднокласникиФейсбукЯндекс ДзенВайберТелеграм

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все