Донбасс опера завершает свой 87-й сезон, блестяще – грандиозной, долгожданной, необычной премьерой. Премьерой, способной удивить, поразить, заставить задуматься о самых высоких материях.

Это театральная мистерия «Кармина Бурана». За тем, как шла подготовка к этому знаковому в жизни театра событию «Деловой Донбасс» следил и периодически публиковал интервью с людьми, имеющими непосредственное отношение к постановке спектакля. Так, эксклюзивные интервью нашему порталу дали режиссер-постановщик Александр Лебедев и исполнители ведущих вокальных партий Владислав Лысак и Мэри Саргсян. И вот, до премьеры остаются считанные дни. А скорее даже не дни, а часы. 6 и 7 июля театр поразит своих зрителей этой мистерией. А 4 июля спектакль могли видеть представители прессы, сотрудники, а также студенты и преподаватели музыкальной академии имени Прокофьева. Побывал на пресс-показе и журналист «Делового Донбасса».

Конечно, для меня «Кармина Бурана» в музыкальном плане открытием не стала. За 20 лет журналистской деятельности я слышала это произведение в филармоническом формате, когда на сцене просто стоял хор и солисты и даже смотрела балетную версию, созданную звездой фильма «Земля Санникова» Екатериной Самбуевой на сцене театра оперы и балета в Улан-Удэ. Скажу честно, за душу меня это не цепляло. Поэтому на пресс-показ я отправлялась, как на проходное мероприятие. Но с первых аккордов музыки, как только поднялся занавес, произошло чудо. Весь зал оказался в плену волшебства, происходившего на сцене. Режиссёр Александр Лебедев так глубоко погрузил весь коллектив театра в музыкальный материал, что за ними в мир грандиозной музыки и происходившего на сцене захватывающего действия ушли и зрители. Сидевшие в зале будто выпали из реальной жизни на полтора-два часа, которые длился спектакль и наблюдали за жизнью средневекового города, затаив дыхание.

Режиссерское решение нельзя назвать иначе, как гениальным. Оратория превратилась  в спектакль с захватывающим сюжетом. А солисты стали действующими лицами с интересными характерами и яркими образами. Так баритон превратился в поэта. На пресс показе эту роль исполнил Владислав Лысак. Готовя спектакль, режиссер говорил, что под этим героем подразумевается самый популярный вагант Франсуа Вийон. Поэтому с точки зрения драматургии образа при работе над спектаклем ориентировались именно на него. И делать это приходилось, изучая поэзию столь нетривиального автора. Ведь о биографии человека, жившего в средневековье известно очень мало. В целом поклонники поэзии вагантов знают, что Франсуа был прожигателем жизни, человеком, не отказывавшим себе ни в каких удовольствиях. А за свой талант пользовался покровительством коронованных особ, что не раз спасало его от виселицы, бродяжничества.  Была ли в жизни Вийона девушка его мечты, образ которой на сцене воплотила Элона Коржевич, историческими документами не подтверждено. Но в мистерии «Кармина Бурана» на сцене Донбасс Оперы такая героиня появилась. На плечи солистки легла задача показать с точки зрения драматургии, что она  - светлое пятно в мрачном мире средневековья, где понятия о нравственности весьма размыты. Судя по всему, действие спектакля разворачивается в период именно раннего средневековья, когда инквизиции еще не было, или же она только зарождалась, будучи не машиной для убийств, а, как это изначально задумывалось, органом для борьбы с языческими верованиями, долгие века процветавшими рядом с христианством. Жители средневековых городов и сёл того периода могли утром отправиться на мессу, а вечером или ночью посетить какое-нибудь капище, где предавались весьма разнузданным ритуалам или же совершали колдовские действия для приворота, либо расправы над соперником или врагом. Одновременно с этим жители средневекового города в мистерии «Кармина Бурана» умеют получать радость от простых жизненных вещей – от весеннего солнца, от пения птиц, от пробуждающейся после холодной зимы природы. В какой-то степени, они остаются ее детьми и их внутренний мир элементарен и наивен. Как дети, они то веселятся на зеленой поляне, то предаются самым низменным удовольствиям. Поэтому девушка, в которую влюбляется поэт, выглядит в этом  мире, как светлый ангел и их свадьба в финале логична.

Интересно была представлена и партия тенора. Комический образ крепко пьющего католического епископа в первый день премьеры воплотит Андрей Кривохата. Юмор не чужд этому солисту  и комедийные персонажи в его исполнении приходятся по душе зрителям. Знаменитая ария жаренного гуся прозвучала в спектакле по-новому, более логично и органично, в декорациях таверны.

Если разбираться  в драматургии спектакля более глубоко, то можно сказать, что своя задача стояла перед каждым артистом хора. Статичен не был никто. Прачки, школяры, вельможные дамы, стражники, монахи и монахини исполняли свои роли убедительно, старательно, полностью погружаясь в обстановку средневековья. Что касается вокальной стороны, то стараниями главного хормейстера Людмилы Стрельцовой, она традиционно выше всяких похвал.

Визуальную картинку  создавали и костюмы, эскизы которых разработала гостья из далекого Хабаровска Наталья Сыздыкова. Где-то она опиралась на фасоны, модные в те далекие столетия и сохранившиеся на картинах и гравюрах. У некоторых действующих лиц наряд был стилизован под эпоху. Но в целом картина помогала осознать, где и когда происходит сражение людей с неумолимой фортуной.

Еще одной  интересной частью спектакля стала балетная составляющая.
Кроме действующих лиц с вокальными партиями в сюжете появились:
ангел (Валерия Гурбий),
демон (Альбина Кирик),
а также участники мистерии, представленной поэтом – Адам (Роман Белгородский),
Ева (Виктория Гурбий),
Бог Отец (Мирослав Грабовский),
змей (Сергей Трошин),
Венера (Валерия Гурбий)
и злой дух (Александр Наумов).

Поэтому театральную мистерию «Кармина Бурана» можно отнести к числу спектаклей синтетического жанра, где совмещаются несколько классических направлений. В Донбасс Опере первым таким успехом стала премьера оперы-балета «Тайна призрака оперы». И вот  новый эксперимент, полный зрелищности и философии. Спектакль-праздник, спектакль-мистерия, спектакль, не способный оставить равнодушным даже тех, кто не слишком любит театр. А уж для заядлых театралов эта постановка станет и источником эстетического удовольствия, и поводом для философских размышлений.  

Ольга Стретта

 

Читайте также: Законодательство ДНР. Изменения в июне

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: ВконтактеОднокласникиФейсбукЯндекс ДзенВайберТелеграмм

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное