Как приручить медведя и возможно ли это вообще? Ответ на этот вопрос решили дать в Донбасс Опере.

Нет, нет, дорогие читатели, совмещать культуру с зоологией в нашем любимом театре не начали. Просто, в солнечный весенний день решили порадовать своих зрителей премьерой оперы Виталия Семеновича Ходоша «Медведь».

В основе сюжета, конечно же, любимая многими ценителями русской классики пьеса-шутка Антона Павловича Чехова «Медведь», где в роли косолапого предстает не мохнатый хозяин тайги, а вполне приятный внешне отставной офицер, поручик-артиллерист. Но манеры и поведение бравого служаки напоминают медвежьи гораздо больше, чем у заколдованного зверя из пьесы И. Шварца «Обыкновенное чудо».

Обратиться к этому материалу в Донбасс Опере решили в Год русского языка, чтобы подарить зрителям яркий, динамичный спектакль, который обернется зарядом отличного настроения надолго. Ведь ирония в «Медведе» сочетается с лирикой и тонким, добрым юмором.

Посетители театральной гостиной увидят спектакль 22 марта, а двумя днями ранее состоялся пресс-показ. Площадка для постановки была выбрана верно. Ведь формат одноактной камерной оперы, как нельзя лучше подходит для театральной гостиной. Зрителям будет интересно знакомство с творчеством композитора двадцатого столетия, писавшего в русле традиционной классики. При этом круг интересов Виталия Ходоша был очень широк, и он стремился показать жизнь во всех ее проявлениях музыкальными красками. Композитор любил классическую литературу. Особенно Чехова. Часто, при создании опер, он обращался именно к произведениям Антона Павловича. Из-под его пера вышли три одноактные оперы «Ведьма», «Медведь» и «Беззащитной существо», а также кантата «По прочтении «Архиерея» А.П. Чехова». За эти творения Виталий Семенович Ходош был награждён Чеховской премией от губернатора Ростовской области.

Музыка «Медведя» отражает стилистику эпохи и с первых аккордов погружает зрителей в конец 19-го – начало 20-го века. Еще до появления на сцене персонажей, слушатель оказывается в российской глубинке, где спокойная и размеренная жизнь разбавляется искусственными, надуманными страстями, как  аккорды похоронного марша, вплетенные в музыкальное полотно. Только гений мог отразить с иронией тему скорби молодой вдовы, так, что это вызывает улыбку. Современная опера-буффа поражает такой глубиной музыкального материала, что это просто требует лаконичности в декорациях и костюмах, что и было учтено художником-постановщиком Натальей Ширяевой и автором художественного оформления Натальей Муравьевой.  Герои вышли живыми, лишенными всякой театральности, а сам спектакль смотрится так, что у зрителей создается эффект присутствия внутри действия и порой возникает желание вмешаться в ход событий и уладить конфликт между героями.

Драматургически всё обыграно просто великолепно. Режиссёр-постановщик Наталья Ширяева смогла превратить оперных певцов в настоящих драматических артистов. И даже не драматических, а комедийных, что делало задачу еще более сложной. Ведь все знают, что рассмешить сложнее, чем заставить заплакать. И комедия, при всей видимой лёгкости, остается жанром более сложным, чем драма и даже трагедия. Три героя, три исполнителя, так вжились в образы, что смогли передать все переживания своих персонажей без гротеска, без картинного заламывания рук, без внешних атрибутов, которые именуются излишней театральностью. Партию Алёны Ивановны Поповой, вдовствующей помещицы, исполнила Татьяна Саввина. Ее миловидная героиня полна эмоций и желания жить. Душа Алёны Ивановны стремится к радости, к общению. Она мечтает любить и быть любимой. Но противоречивая сущность женской души вынуждает молодую женщину заживо хоронить себя в трауре по неверному мужу. Не удивительно, что в начале поведение Алёны Ивановны кажется  таким натянутым и неестественным.

Партию Григория Степановича Смирнова исполнил заслуженный артист Украины Евгений Привалов. Он то, собственно говоря, и был тем самым медведем по классификации вдовушки Поповой. Правда в начале отставной артиллерист выглядел несколько интеллигентным «хозяином тайги». Возможно, это было связано с тем, что он оказался на чужой территории. Но после отказа хозяйки заплатить долг сию же минуту медвежья сущность выплыла во всей красе. Партия очень хорошо легла на голос солиста и комфорт в плане вокального воплощения дал ему свободу в драматической игре. Вполне достоверно он вжился в образ настоящего мужчины с замашками  медведя, доказав, что даже косолапый способен влюбиться.

Еще один персонаж оперы – слуга Алёны Ивановны Лука. Его роль досталась Александру Бакулину. По гриму он не выглядел дряхлым стариком. Не было ни морщин, ни седого парика, но голос, манера двигаться, поведение – всё говорило о том, что Лука прожил немало лет и готов делиться житейским опытом с молодой хозяйкой.

Снова счастливый финал, снова улыбки и даже смех среди зрителей. Опера, основанная на бессмертной классике, подарила оптимизм и огромный заряд хорошего настроения. Наверняка «Медведь» станет еще одним хитом в репертуаре театра, купить билеты на который будет сложно.

Ольга Стретта

 

Читайте также: Анонсы Донбасс Оперы с 22 по 24 марта 2019 года

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: Вконтакте, Однокласники, Фейсбук, Яндекс Дзен, Вайбер, Телеграм

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все