Театральные спектакли, как люди. У каждого есть свой характер, своя манера воздействия на людей, каждый производит своё, неповторимое впечатление.

Одни постановки изящны и легки. Встреча с ними дарит заряд позитивных эмоций. Их остроумие покоряет и хочется нового общения. Другие покоряют глубиной философии и производят такое сильное впечатление, что заставляют задуматься даже о таких глобальных вещах, как смысл жизни, а порой даже приводят к пересмотру своего мировоззрения. Какие-то спектакли проходят как повседневные будни, внося свой вклад в наш досуг. Но когда речь заходит о репертуаре донецкой муздрамы, то большинство её постановок относятся к первым двум категориям. А если речь идет о работах заслуженного деятеля искусств Украины режиссёра Василия Маслия, то в них объединяются и тонкий юмор с примесью иронии, и сильное философское начало. Очень важным остается и умение превратить привычное в нетривиальное и так мастерски совместить не сочетаемое, что зритель приходит в полный восторг. Так произошло и со спектаклем «Граф Калиостро», премьера которого недавно состоялась на основной сцене Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М.М.Бровуна.

«Граф Калиостро» - серьезно о смешном и смешно о серьезном

Писать об этой постановке по горячим следам было не просто.  Несмотря на кажущийся лёгким жанр «юмороМистический  комикс»,  спектакль поразил глубиной и на то, чтобы переварить высказанные там идеи потребовалось несколько дней. Итак, в основе новинки известный киносценарий, который старшее и среднее поколение знает как фильм «Формула любви», где главные роли сыграли популярные и легендарные советские  киноактёры. Проведение сценической адаптации известных киносценариев не в новинку для нашей муздрамы. Подобная практика распространена в театрах многих стран.  При этом перед режиссёрами и театральными актёрами стоит задача не скопировать киноверсию, создать собственную трактовку персонажа. И особенно важно это бывает, когда в фильме сыграла знаменитость. Коллективу нашего театра всегда удается с блеском решать подобные задачи.

«Граф Калиостро» - серьезно о смешном и смешно о серьезном

В случае с «Графом Калиостро» зрителей ждал сюрприз. И не один. Лёгкая комедия была не просто приправлена большой долей иронии, но и сдобрена некоторой порцией драмы. И, как бы  удивительно это не показалось, главным драматическим персонажем оказался главный герой со своей верной спутницей. При этом роль графа Калиостро сыграл актёр, видеть которого мы привыкли в ярких комедийных ролях, порой доходящих до гротесковых проявлений. Это Виталий Юсупов. О том, что в главного мошенника XVIII века предстоит перевоплотиться именно ему зрители, следящие за анонсами и афишами, знали заранее. Ожидали всего чего угодно, вплоть до хулиганства на сцене, в хорошем смысле  этого понятия. Но только не серьезной драматической роли! И вот сенсация. Юсупов сыграл  роль Калиостро в драматической трактовке. Сыграл так, что  намёков на его комедийное амплуа даже не осталось. Смотря спектакль, не сразу понимаешь, мошенник он или всё-таки действительно маг и чародей, родившийся две с половиной тысячи лет назад в Месопотамии.  В один из моментов он говорит, что слишком долго прожил на этом свете. И в пользу этого говорит его умение творить чудеса, не относящиеся к технике циркового фокуса. Но  то, что графу не две с половиной тысячи лет, а намного меньше подтверждают его воспоминания о матери, которая в детстве называла его Джузи (уменьшительно-ласкательная форма от имени Джузеппе). Имя Джузеппе в античные времена, да еще в Месопотамии точно не существовало. Впрочем, решать кто такой граф Калиостро, зрители могут сами. Решать и даже сочувствовать гению науки, так страдающему от одиночества. Окруженный толпой восхищенных поклонников, он мечтает просто быть любимым и найти свою вторую половинку. Но увы, наука этих поисках просто бессильна.

Приправлена драматизмом и роль Лоренцы, постоянной спутницы графа, сыграла которую заслуженная артистка ДНР Анна Якубовская.  В разных исторических источниках Лоренца Феличиани, девушка из знатной семьи,  предстает в противоположных ипостасях. Одни авторы представляют ее авантюристкой, помогавшей  мошеннику Калиостро зарабатывать деньги на наивности и ограниченности жаждавшей чудес публики. Другие строят предположения о том, что юная красавица действительно обладала какими-то паранормальными способностями и Калиостро использовал ее как медиума на спиритических сеансах.  В донецком спектакле Лоренца просто влюблённая женщина, покорённая харизмой графа и готовая следовать за ним хоть на край света.  Чем для этой пары всё закончится, можно узнать, посмотрев спектакль.

«Граф Калиостро» - серьезно о смешном и смешно о серьезном

Остальные персонажи, в противовес драматическим ролям Калиостро и Лоренцы, представлены в нарочито комическом свете. Режиссёр, как и в «Игроках» постарался представить Россию глазами иностранца. Но на этот раз без таких западных клише, как матрёшка, балалайка и медведь на мотоцикле.  Вместо иронии здесь добрый юмор с совсем небольшой долей гротеска в отдельных эпизодах.  Мило смотрится лирическая парочка юных влюблённых Алексея (Александр Рыбчинский) и Марии (Анна Костельникова). Так мила и простодушная тётя Алексея Федосья Ивановна (Валентина Саврасова). Своеобразный колорит во всю эту компанию вносил Доктор в исполнении народного артиста ДНР Владимира Швеца, отпускавший шуточки в одесским акцентом. Немало смеха вызвали и такие колоритные герои, как кузнец Степан (Павел Бодров) и его племянница Фимка (Анна Афанасьева). А заслеженная артистка ДНР Мария Марченко в роли помещицы Варвары Тюрбан-Кутейниковой сумела без слов покорить зал. То, что она вытворяла на сцене в эпизоде обеда с графом Калиостро в поместье у Федосьи Ивановны надо просто видеть. Словами это не описать! Просто вершина актерского мастерства!

Конечно, нельзя не отметить Константина Банникова (Жакоб) и Дмитрия Фёдорова (Маргадон), сыгравших свиту Калиостро. Оба актёра сумели забыть о том, что в фильме «Формула любви» их персонажей играли Александр Абдулов и Семен Фарада и посмотреть на своих героев под иным ракурсом.

Одной из самых важных составляющих спектакля стала музыка. Звучало много песен и примечательно, что музыкальные номера были взяты не только из фильма «Формула любви». Авторские стихи Анны Цыбань были положены на музыку из популярных мюзиклов и это внесло еще одну изюминку в постановку.

Ольга Стретта

 

Читайте также: Донецк увидит фестиваль уличных танцев «Street danсe»

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: Вконтакте, Однокласники, Фейсбук, Яндекс Дзен, Вайбер, Телеграм

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все