«- Жить, как говорится, хорошо!
– А хорошо жить – ещё лучше!»

х/ф «Кавказская пленница», Мосфильм, 1966

Этот вопрос, без сомнения, волнует всех и каждого и у каждого на него есть свой ответ.

У ГАИшника он будет один, у таможенника другой, у торговца третий и «далее, - как говорится, - везде». Каждый сам по себе решает вышеозначенную задачу, кто с большей, кто с меньшей результативностью.

 Но как решить этот вопрос в рамках Республики или хотя бы региона, территории? Там, где продолжаются боевые действия (разной степени интенсивности), где разорваны производственно-экономические связи, где массовая безработица и отток кадров, где платежеспособность населения сведена если не к нулю, то к очень низкому показателю, где нет возможности развиваться за счёт внутренних ресурсов, а для внешних мы не очень привлекательны? Мы что-то упустили в этом списке? Каждый может добавить в него свою лепточку.

Можно, конечно придумывать своё, попробовать изобрести исключительно свой «велосипед», и делать это исключительно долго (чтоб денежка капала), а можно обратиться к мировому опыту.

Что мы имеем в виду?

А такую вот «фишку», которая называется «территорией приоритетного развития» (далее ТПР). Приносим извинения за многословность, но далее мы приведём определение, и кусок будет достаточно большой (извините – без этого никак!):
«Одним из эффективных направлений повышения занятости населения считается создание территорий приоритетного развития (ТПР). Территория приоритетного развития – это местность, на которой сложились неблагоприятные социально-экономические условия и внедряется специальный режим инвестиционной деятельности. Целью такого внедрения является привлечение инвестиций в наиболее важные отрасли производства для образования новых рабочих мест и трудоустройства работников, которые высвобождаются в связи с закрытием, реструктуризацией и перепрофилированием действующих предприятий, реализация новых технологий, развитие внешнеэкономических связей, увеличение поставок на внутренний рынок высококачественных товаров и услуг, формирование современной производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры, эффективное использование природных ресурсов.»

Скажите, что из перечисленного в определении «мимо нас»? Мы что, одни тут самые умные? Кроме нас никто этого не видел раньше? Вопросы риторические – и видели, и знают. Почему же «не»? И вот здесь начинается самое интересное.

Давеча к нам в редакцию заходил мэр одного из наших городов. Всё вышеизложенное у него в городе присутствует и даже усугублено близостью к линии фронта (или, как это принято говорить для большей политкорректности – линии разграничения). Так вот когда он предложил что-то подобное у себя (это всё с его слов), наверху просто взвились от возмущения: «Как?! Это же уменьшение поступлений в бюджет! А если все так захотят?!» В общем где-то так вот. Но если разобраться – откуда уменьшение поступлений в бюджет если их сейчас просто нет? Они будут, может не такие большие, как хотелось бы, но будут присутствовать, а не отсутствовать, как сейчас. А насчёт того, что «все захотят» - так хотеть не вредно и в каждом отдельном конкретном случае нужно принимать конкретное решение, по каждой отдельной территории. Потому что даже у нас в Республике есть территории и территории. Так что придётся потрудиться и таки рассматривать каждое предложение отдельно.

Причём, может даже придётся пойти ещё дальше: рассматривать каждое отдельное инвестиционное предложение. Скажем откровенно, очередь из желающих открыть у нас производство у нас не выстроилась и в существующих условиях (не будем обольщаться) не выстроится. Поэтому, вполне возможно, что с каждым желающим открыть производство в ТПР придётся вести отдельный разговор о его пожеланиях и предпочтениях. И это не страшно. Муторно, но не страшно. Любыми предложениями необходимо оперировать для того, чтобы открыть новое производство в наших депрессивных регионах. Опасность индивидуальных привилегий в огромном потенциале коррупционной составляющей, и возможно, в лучших условиях от них можно и нужно будет отказаться, но сейчас это видится как необходимость и дополнительный фронт работы для правоохранительных органов.

О государственных гарантиях прав собственности, как о само собой разумеющемся, даже не вспоминаем.

Ограничения? Ну можно назвать их условиями государства для размещения производства. Ну а как иначе? Льготы льготами, но государство должно-таки блюсти свои интересы в этом процессе? Зачем-то ведь это делается, уж точно не из благотворительных интересов! Нам видится такой подход к соблюдению государственных интересов в этом процессе:

Первое. Временный характер предоставляемых льгот. Пять лет? Такой срок видится вполне удовлетворяющим обе стороны, но это как вопрос для обсуждения, так и вопрос мониторинга результатов. Если процесс будет устраивать обе стороны – почему бы и не продлить?

Второе. Соблюдение экологических норм. Большой соблазн будет в открытии вредных производств, но нам здесь жить, и территория Республики не такая уж большая, чтобы вредные производства не прочувствовали все. Да и своих уже хватает. Организация ядерных могильников – это явно не для нас.

Третье, и самое на наш взгляд важное, вот такое наше местное «ноу-хау». Инвестор получает всевозможные привилегии, как и приличествует в ТПР (таможенные, налоговые, работу по давальческой схеме и пр.), но при этом должен выполнить важное инвестиционное условие: зарплата работников должна быть не более чем на 15% (20%? 30%? – вопрос к правительству) меньше, чем у соседей в Ростовской области. И в белую. Со всеми пенсионными и прочими социальными отчислениями, а также налогом на доходы физических лиц. Т.е. инвестор всё равно будет в плюсе - он получает и свои привилегии как работающего в ТПР (и, возможно, индивидуальные), и затраты на зарплату меньше, нежели в соседнем регионе. При этом мы, как государство, получаем от этого целую кучу бонусов!

Во-первых, увеличение денежного потока. На что сейчас жалуются предприниматели всех мастей? На отсутствие платежеспособного спроса. А тут он появится! И увеличение денежного потока в производстве потащит за собой развитие смежных бизнесов – услуг и торговли. И дальше по цепочке.

Во-вторых, увеличение налоговых поступлений – подоходный налог (извините, нам так удобнее его называть) является одной из основных статей наполнения бюджета, гораздо большей, нежели налог на прибыль предприятий (смотрите нашу статью «О налогах. Размышление дилетанта»).

В-третьих, уменьшится отток квалифицированных кадров. Уже сейчас это проблема, и если не принять кардинальных решений – она может стать необратимой. А тут если он и будет, то это будет не «отток», а «переток» кадров – он ведь будет в рамках республики. Деньги-то «в семье» остаются.

В-четвёртых, облегчается жизнь наших «трудовых мигрантов». Вы думаете им там в Воронеже или Ростове легко? И жизнь дороже, и условия жёстче – работать вахтовым методом не сахар. Здесь же даже если ты живёшь в одном конце Республики, а работаешь в другом – все выходные твои. Тяжело, но легче чем в России!

В-пятых, за такими предприятиями потянутся другие (имеем в виду заработную плату), кроме цепной реакции от увеличения денежного потока будет работать и элемент сравнительной базы – а ну-ка, там за эту же работу платят вона сколько, и в белую, а вы что мне предлагаете? И опять дальнейшее увеличение денежного потока!

Тут впору поговорить об инфляции, как бы она не съела всё это наше увеличение доходов, но с этим можно и поспорить. Конечно, соблазн поднять цену на товары и услуги будет присутствовать у всех без исключения предпринимателей, но мы же живём не в замкнутом мире – будет переток товаров из соседних регионов, это раз. И ещё один момент хотелось бы в этом случае отметить – роль государства. И не только как контролирующего и наказующего органа, хоть и это немаловажно. Речь идёт о государственных предприятиях торговли, которые должны будут не допустить роста инфляции и быть бастионами стабильности в буйном море предпринимательства. Если государство будет задавать тон в сфере ценообразования, то тут с повышением цен, как говорится, не разгонишься. «Жираф большой…».

Вот такие вот у нас мысли, как нам жить лучше. Не спорим – спорно. И с цифрами было бы гораздо убедительнее. Но мы же не собираемся делать работу за наши многочисленные министерства и комитеты Народного Совета? Им же за это деньги платят, не так ли? А мы что, мы журналисты…

И богатые не гнушаются такими инструментами.

Виталий Хандельды

Читайте также: Запущен автобусный маршрут № 99А на ВКПП «Александровский»

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: ВконтактеОднокласникиФейсбукЯндекс ДзенВайбер

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное