О том, на что обратить внимание, если вы решили начать поставлять свою продукцию в Китай, какая сейчас ситуация на этом рынке и с какими регионами лучше налаживать контакты, рассказал торгпред России в Китае Сергей Инюшин.

Два-три года назад в России появился новый тренд: отечественные производители начали стремиться поставлять свою продукцию в Китай. К нам начали поступать многочисленные запросы о том, как выходить на этот рынок. Однако растущий рынок не означает гарантию прибыли. Чтобы успешно закрепиться на нем, а не уйти через пару лет после регистрации юрлица в Китае, потеряв при этом определенную сумму денег, необходимо верно оценить конкурентоспособность своей продукции и следовать определенным правилам.

Что экспортировать в Китай: от продуктов питания до яхт
От сырья к потребительским товарам

Ориентированность на экспорт именно в Китай имеет под собой ряд оснований. Рост экономики КНР является одним из самых высоких в мире — 6,6% в 2018 году. По итогам прошлого года товарооборот России с Китаем превысил рекордные $107 млрд, при этом рост составил 27,1% к предыдущему году, и это более чем в два раза выше, чем рост общего товарооборота КНР с зарубежными странами. Таким образом, Китай уже девятый год подряд становится нашим главным торговым партнером.

Большую часть в российском экспорте в Китай занимают углеводороды. Другой важной статьей поставок являются лесоматериалы. Однако настоящий прорыв был сделан в экспорте продовольствия. Поставки российских сельхозтоваров и продуктов питания по итогам 2018 года выросли на 51,4%. Это третья по значению статья российского экспорта в Китай. Отечественные производители поставляют в Китай пшеницу, муку и мучные изделия, растительное масло, кондитерские изделия, в том числе шоколад, алкогольные и безалкогольные напитки и пр. Таким образом, одним из драйверов отечественного экспорта в Китай стали поставки товаров потребительского сектора.

В качестве отдельного тренда можно выделить появление со стороны Китая интереса к российским товарам с высокой добавленной стоимостью. У нас есть пример российского поставщика — Императорский фарфоровый завод, — который экспортирует в КНР фарфоровые изделия премиум-сегмента, и это при том, что Китай всем известен как родина фарфора. Даже такое возможно, если правильно подобрать нишу, в которой будет конкурентоспособна ваша продукция.

Структура спроса приближается к западной

Вслед за ростом благосостояния китайского населения меняется структура потребления. Люди начинают пить больше молока и кофе, есть кондитерские изделия. Например, за последние два десятилетия продажи шоколада в Китае удвоились. Правда, среднедушевое потребление этого продукта в Китае все еще небольшое — 70 г в год. Для сравнения: в соседних Японии и Республике Корее этот показатель составляет 2 кг, а в некоторых странах Европы — 7 кг. По этим цифрам мы видим, что данный рынок обладает огромным потенциалом.

Кроме того, в КНР есть территории, где образ жизни коренным образом отличается от образа жизни основной части Китая — он уже давно более западный, например Гонконг. Там довольно емкий рынок судов для личного пользования. А во Владивостоке есть компания, производящая композитные катамараны, которая при сопоставимом с западными поставщиками качестве предлагает цены в полтора-два раза ниже. Создавая суда на основе технологий, используемых в производстве гоночных яхт, эта компания уже вывела на международный рынок шесть брендов. Пока еще российской аудитории эта мысль, наверное, непривычна, но наша страна вполне может быть поставщиком комфортабельных яхт для Китая.

Подобные товары — императорский фарфор, яхты и пр. товары премиум-сегмента — очень важны с точки зрения позиционирования России как бренда. Создаваемый с их помощью имидж будет работать на увеличение добавленной стоимости всей российской продукции.

Курс на стимулирование потребления

Может показаться странным, что коммунистический Китай, который усиливает борьбу с излишествами госслужащих, все больше приближается к потребительской модели, характерной для зажиточного общества. Отмечу, что последнее — не побочный фактор какого-то явления, а настоящая генеральная линия. Сейчас в Китае предпринимается огромное количество мер для стимулирования потребления — от снижения налоговой нагрузки на частный бизнес и на население до увеличения продолжительности рабочего дня торговых центров и магазинов. На внутреннее потребление делают ставку при планировании роста ВВП. Правительство даже выпустило базовые нормативы, чтобы население больше тратило. Например, месяц назад китайский Госкомитет по развитию и реформе опубликовал программу стимулирования роста потребления на 2019 год, предусматривающую 24 меры. Одно из главных направлений — внедрение новых видов продукции и совершенствование потребительской инфраструктуры, в том числе за счет субсидий. В программе в качестве одной из задач даже значится «расширение предложения товаров и услуг качества люкс и удовлетворение спроса на продукцию высшего качества».

Озабоченность вопросом продовольствия

Сейчас Китай действительно озабочен вопросом дефицита и снабжения населения качественными продуктами питания. В конце февраля ЦК КПК даже выпустил правила, определяющие ответственность чиновников на местах за продовольственную безопасность вверенных им регионов. А в прошедшем году КНР организовала Первую китайскую международную выставку импортных товаров (ЭКСПО-2018 в Шанхае), подчеркнув фактом ее проведения свою потребность в качественных импортных продуктах. Россия в этом плане имеет неплохую репутацию как страна с огромной территорией, на которой запрещено ГМО.

Что экспортировать в Китай: от продуктов питания до яхт
Одним из событий новой китайской продовольственной повестки стало и подписание в 2018 году с Россией протоколов о взаимном допуске на рынки двух стран молочной продукции и замороженного мяса птицы. Перечень российских компаний, допущенных к поставкам этой продукции в Китай, недавно размещен на сайте Главного таможенного управления КНР. В нем есть «Мираторг», «Черкизово» и пр. Первая поставка российского мяса птицы в феврале этого года была отправлена в Китай. Этим летом на полках китайских магазинов может появиться и российское молоко.

В ближайшей перспективе начнет расти спрос на говядину, и на китайском рынке может образоваться соответствующая ниша, что в принципиальном плане могло бы ускорить принятие положительного решения об открытии этого рынка для поставок из России. Поэтому я бы рекомендовал российским потенциальным поставщикам отслеживать данную ситуацию.

Обзавестись китайским брендом

При выходе на китайский рынок необходимо проработать все юридические вопросы. Это означает обязательную регистрацию своего товарного знака именно в Китае. Сопровождать ваш выход на рынок должен юрист, работающий в Китае.

При этом очень важно работать над повышением узнаваемости вашего бренда. Китай — высококонкурентный рынок, в большинстве случаев китайскому потребителю мало что известно о российской продукции. Надо понимать, что вхождение на этот рынок связано с существенными материальными затратами на проведение маркетинговых мероприятий — рекламу, участие в ярмарках, организацию презентаций и пр. Существует мнение, что серьезность намерений компании по выходу на китайский рынок определяется той суммой, которую она готова на это затратить. В этом, безусловно, есть доля истины. Кроме того, необходимы языковые компетенции. Английского языка вовсе недостаточно для ведения бизнеса в Китае.

Еще одна актуальная тема — финансовые расчеты. У России сейчас нет полноценного банковского института в Китае. Есть только представительства нескольких российских банков и один филиал. Китайские же банки проводят расчеты не всегда быстро и качественно, а зачастую и вовсе отказывают клиентам, ссылаясь на внутренние нормативы.

Поэтому российским поставщикам при выходе на китайский рынок стоит сначала потренироваться на небольших партиях товара, не раз осуществить поставки, наладить цепочку оплаты, чтобы не случилось так, что большие суммы за товар невозможно перевести в Россию и невозможно распоряжаться ими со счета компании.

От границы к югу

Зачастую выход на рынок Китая осуществляется через приграничную торговлю. Вместе с тем, по нашей оценке, наиболее перспективной является работа с крупными компаниями, торговыми сетями и ассоциациями китайских импортеров. У них есть репутация, солидный вес, и они заинтересованы в том, чтобы продукт был качественным и подлинным, а не скопированным с нарушением прав. Таким образом, российским компаниям важно выбирать себе в Китае партнеров, чья репутация служила бы защитой от недобросовестного поведения.

Более перспективен экспорт в центральные и южные регионы Китая, где наши товары, зачастую поставляемые по каналам приграничной торговли, пока малоизвестны. У этих регионов огромный экономический потенциал. Например, южная провинция Гуандун является одним из регионов — лидеров экономического развития Китая. Ее ВРП по итогам 2018 года достиг около $1,44 трлн. Это составляет более 10% от общенационального показателя и сопоставимо с ВВП России. При этом товарооборот с зарубежными странами одной этой провинции составил около 23,5% от общего размера внешней торговли Китая. Соответственно, здесь можно выйти не только на более платежеспособных потребителей, но и на более упорядоченные формы торгового взаимодействия.

Сергей Инюшин, торговый представитель РФ в КНР

Источник

 

Читайте также: В ДНР стало больше импортёров и экспортёров

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: Вконтакте, Однокласники, Фейсбук, Яндекс Дзен, Вайбер, Телеграм

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все