Большинство руководителей из списка Fortune 500 имеют развитый эмоциональный интеллект (EQ). Ожидается, что уже к 2020 году EQ войдёт в топ-10 главных рабочих навыков.

Так почему же EQ сотрудников важен для компаний и как мозг строит преграды его развитию.

При приёме на работу многие компании уделяют особое внимание профессиональным навыкам и опыту кандидата. При этом «мягким навыкам», таким как умение слушать, адаптироваться в коллективе, работать в команде, часто уделяется наименьшее внимание. В итоге работу получают хорошие технократические профессионалы. Они компетентны, но не всегда оказываются эффективны, так как многие из них не умеют работать в команде. И одна из причин — у них не развит эмоциональный интеллект.

Согласно данным доклада Всемирного экономического форума в Давосе «Будущее рынка труда», к 2020 году эмоциональный интеллект (EQ) войдёт в десятку основных рабочих навыков. Опрос 44 компаний из списка Fortune Global 500 (рейтинг 500 крупнейших мировых компаний, критерием составления которого служит выручка компании) показал, что продавцы с высоким EQ зарабатывают вдвое больше коллег со средними и ниже среднего баллами.

Исследования российских учёных Государственного университета управления ещё в середине 2000-х подтвердили, что руководители организаций, обладающие высоким коэффициентом эмоционального интеллекта, эффективнее выполняют управленческие функции, которые лежат в сфере межличностных отношений.

Что даёт бизнесу развитие EQ сотрудников

Cокращение временных издержек на урегулирование конфликтов

Исследование кадровой компании Accountemps, опубликованное в журнале Fortune, показало, что топ-менеджеры и собственники компаний тратят семь недель в году, то есть 13% рабочего времени, на урегулирование и устранение последствий конфликтов между работниками. Часто для решения конфликтов им приходится прибегать к помощи консультантов или юристов — тогда издержки, естественно, растут.

Можно предположить, что в российской практике ситуация ещё плачевнее. В наших компаниях принято разрешать с помощью руководителя даже пустяковые разногласия. Чем выше статус участника конфликта, тем больший ущерб он может нанести компании и тем дороже стоит его рабочее время.

Сокращение затрат на наем неподходящего сотрудника

Подавляющее большинство, 90% руководителей из списка Fortune 500, обладают развитым EQ. Скорее всего, это означает, что EQ крайне важен для руководителей. Поэтому при найме высокооплачиваемых сотрудников просто необходимо измерять уровень их эмоционального интеллекта. По данным наших исследований, ущерб от найма «не того» руководящего сотрудника может обойтись в трёхгодичную зарплату.

Повышение продуктивности сотрудников

По заявлениям исследовательской компании Gallup, продуктивность сотрудников с развитым эмоциональным интеллектом на 40–120% выше, чем у коллег с неразвитым эмоциональным интеллектом. Соответственно, низкий EQ приводит к снижению вовлеченности в работу, а известно, что при вовлеченности сотрудников ниже 60% компания терпит убытки.

Почему мозг противится изменениям

Теперь обратимся к строению мозга человека и проследим путь его эволюционирования. Эмоции — это реакция на изменения, а стимульное событие — спусковой крючок для запуска глобального процесса реакции, в который включены эмоции. Условно учёные выделяют три этапа реагирования разных частей мозга на стимулы:

  • рептильный мозг человека — самый древний и примитивный, и самый быстрый. Реагирует двумя способами: бей или беги (замри). Обеспечивает безопасность тела;
  • лимбическая система — выполняет более сложную оценку — пытается «узнать», на что из прошлого опыта похоже событие. Например, если гремит миска для корма, то домашний питомец во всю прыть несётся к ней, предвкушая еду;
  • новый мозг, или неокортекс, появился позже двух других, сравнительно автономный, гибкий и пластичный, ищет различия, любит новое, отвечает за воображение, стремится найти закономерности, умеет фантазировать, может рефлексировать. На его основе выстроены речь и мышление, а также воля как способ управления собой.

Рептильный мозг и лимбическая система человека могут блокировать неокортекс, когда человек испытывает сильную эмоцию. Они как бы «отбирают» у неокортекса полномочия реагирования на ситуацию. Вот тогда и возникают проблемы в коммуникации: да он просто невыдержанное животное, облаял меня и, как ни в чем не бывало, ускакал к себе в кабинет.

Почему потребность в развитии EQ возникла в последнее десятилетие

  • Технический прогресс

Причин несколько. Во-первых, технический прогресс и увеличение скорости изменений. Ежедневно мы получаем множество противоречивой информации и вынуждены принимать решения в состоянии неопределённости.

Неопределённость ждёт нас в работе, в отношениях, образовании. Будет ли завтра вообще существовать тот фундамент, на который вы опирались годами? Психика же человека стремится к стабильности. Первая из функций эмоционального интеллекта — не сойти с ума от стрессов, связанных с переменами.

  • Расширение круга общения

Во-вторых, в отличие от предков нам ежедневно приходится общаться с десятками человек, зачастую незнакомых. При этом людей нельзя, как в Средневековье, «тупо заставить» делать то, что хочется вам: человеческие отношения стали более деликатными, интенсивными. Мы все больше зависим от конкретной личности, а не от рабочих-полуроботов, которые «выстраивались в очереди за воротами завода».

Механизм сохранения энергии, заложенный в нашем самом примитивном, рептильном, мозге, жаждет стабильности и блокирует неокортекс. А в новых реалиях необходимо осознанно включать в работу более развитую часть мозга. Именно там формируется новый тип мышления — не линейный и стабильный, а гибкий и динамичный. Новый мозг должен перехватывать рефлексы рептильного мозга через тренировки, реакции лимбической системы и через приобретение нового опыта.

Как включать в работу неокортекс

Ответ очевиден: развивать эмоциональный интеллект. Но как? Существует масса тренингов, курсов, лекций по EQ. Проблема в том, что многие ждут от этих курсов быстрой, практически моментальной трансформации. Однако она не происходит. Почему?

Глубокий системный процесс изменения психологических установок мозга нельзя подменить вырванными из контекста приёмами — нужна систематическая работа в этом направлении.

Руководители часто обращаются с запросом: помогите быстро снять выгорание персонала, например, сотрудников кол-центра, дайте пару психологических пилюль. Пару приёмов дать можно, но выгорание никуда не денется, текучка как была, так и останется, поскольку развитие эмоционального интеллекта — процесс постоянный, поэтапный и персонализированный. Новые нейронные связи в мозге человека не формируются моментально. Это требует рефлексии, анализа, более того, преодоления прежних психологических установок.

Поэтому мне ближе всего простая, структурированная и практичная модель EQ психолога Дэниела Гоулмана. Кстати, его исследования показали: когда высшее руководство компании обладает необходимым уровнем эмоционального интеллекта, ежегодные показатели прибыли всех подразделений на 20% превышают запланированные.

Модель эмоционального интеллекта Гоулмана включает в себя:

  • осознание своих эмоций;
  • саморегуляцию своих эмоциональных состояний;
  • понимание эмоций других людей;
  • влияние на других людей;
  • самомотивацию.

Структура начала кристаллизоваться в начале 1990-х годов, когда Гоулман описал концепцию эмоционального интеллекта. Но, что важнее, определённость факторов позволяет тестировать уровень эмоционального интеллекта, а затем технологизировать работу в «промышленных масштабах». Инструменты диагностики личности сегодня позволяют продиагностировать понятийные области эмоционального интеллекта, в которых наблюдаются определённые тенденции, после чего проработать с помощью системы тренингов и коучинга самые низкие факторы в составе EQ. Это помогает людям улучшать личные и рабочие отношения, а в рамках организации — составлять индивидуальные планы развития сотрудников для достижения рабочих целей и масштабировать этот процесс на всю организацию. После же отслеживать эффективность процесса также с помощью какой-либо диагностики, например, оценки «360 градусов».

Развивать эмоциональный интеллект — значит развивать уверенность в эффективности разума, в способности мыслить, то есть быть человеком: учиться, делать правильный выбор, принимать верные решения, управлять изменениями.

Большая часть масштабных катастроф в мире бизнеса происходит из-за боязни руководителей принимать решения. Развитие эмоционального интеллекта помогает снять эту проблему. Но такие приоритетные качества, как самодисциплина, самоответственность, высокая осознанность, приверженность инновациям и стремление вносить вклад в общее дело, важны сотрудникам любого уровня. Основа этих качеств — опять-таки эмоции.

Василий Пигин, генеральный директор TTISI Россия, эксперт по развитию команд и корпоративных культур

Источник

 

Читайте также: Как избавиться от «лишних» людей

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: Вконтакте, Однокласники, Фейсбук, Яндекс Дзен, Вайбер, Телеграм

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все