Директор Setpoint открыл доступ к бухгалтерии, чтобы сотрудники видели, как их работа влияет на выручку.

В РФ такой эксперимент проводить пока рано. Но пора делать шаги для повышения финансовой грамотности сотрудников, ведь счастливые люди работают лучше
Счастливые люди работают лучше: ученые британского Уорикского университета выяснили, что продуктивность счастливых людей на 12% выше. Сложно представить себе счастливого человека, у которого за неделю до зарплаты почти не осталось денег и которого терзают звонками коллекторы. Тем временем люди зачастую сталкиваются с такими ситуациями и чаще всего причина проблем в неправильном финансовом поведении (здесь я не беру в расчет разного рода форс-мажоры).

Проблемы сотрудников, обусловленные низким уровнем их финансовой грамотности, постепенно становятся проблемами компании. Из-за финансового стресса сотрудники теряют концентрацию и мотивацию, а также интерес к работе. По подсчетам аналитиков международной консалтинговой компании Mercer, финансовый стресс сотрудников может стоить бизнесу $250 млрд в год. Рассеянный и потерявший мотивацию работник обходится компании дорого: он получает зарплату, но работает не в полную силу.

По данным фонда FINRA Investor Education Foundation, 40% американцев оценивают свою финансовую грамотность неудовлетворительно. Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association, APA) бьет тревогу: 72% опрошенных ею людей признались, что регулярно испытывают стресс из-за денег, каждая вторая семья в США не имеет никаких сбережений.

Другой пример касается страны на другом континенте, Объединенных Арабских Эмиратов. Исследование брокерской компании Willis Towers Watson показало, что 59% опрошенных сотрудников компаний ОАЭ обеспокоены своим финансовым благополучием в будущем, а у трети опрошенных нет финансовой подушки безопасности.

В России тоже хвастаться нечем. НИУ «Высшая школа экономики» в мае 2017 года выяснил, что в финансовой неграмотности признаются почти половина (46%) наших соотечественников, более половины респондентов не ведут учета доходов и расходов письменно, а каждый десятый вообще не имеет представления о том, сколько денег получит и потратит за месяц.

Проблема финансовой неграмотности демонстрирует, что люди не умеют или не хотят пользоваться информацией из открытых источников. Компании могут подстрелить сразу двух зайцев — обучить сотрудников управлению личными финансами и повысить их вовлеченность в работу. По данным сайта Glassdoor, который делится инсайдерской информацией о работодателях, зарплата уже не главный мотивирующий фактор для работников среднего и высшего звена. На первый план вышли:

- самореализация,
- интересные задачи,
- гибкие условия труда,
- наличие комфортной среды, способствующей развитию.

Все эти факторы позволяют сотрудникам чувствовать себя людьми, а не функциями.

Почему финансовая грамотность сотрудников важна для бизнеса

Директор американской компании по производству промышленных роботов Setpoint Джо Найт открыл персоналу доступ к бухгалтерским счетам, объяснил сотрудникам основы финансовой грамотности и рассказал о взаимосвязях основных бизнес-процессов с производственными показателями. И все это для того, чтобы сотрудники сами научились понимать, каким образом их деятельность влияет на выручку и сколько денег они заработают для компании сегодня, завтра, через месяц. Рискованный опыт Setpoint до сих пор остается уникальным для компаний из большинства стран, включая Россию. Однако, по словам Найта, именно контроль со стороны каждого сотрудника сделал Setpoint сильнее, эффективнее и помог выжить на высококонкурентном производственном рынке.

По моему мнению, в России пока рано говорить и о гибкой системе выплаты заработной платы, по запросу сотрудника. Но уже в скором будущем можно ожидать появления продукта, похожего на американское приложение DailyPay. Это приложение позволяет сотруднику видеть, сколько денег ему начислено на текущий момент, и при желании получать выплаты ежедневно. Разработчики утверждают, что использование такой системы не сопряжено для компании ни с какими бухгалтерскими сложностями. Зато сотрудники чувствуют себя более уверенно и комфортно. Во время тестирования приложения водителям сервисов доставки было предложено воспользоваться приложением DailyPay, результаты оказались впечатляющими: продуктивность контрольной группы увеличилась на 51%! DailyPay также отмечает, что 73% пользователей сервиса признались в повышении мотивации, а 41% работодателей отметили снижение текучки кадров.

Когда компания обучает сотрудников финансовой грамотности, они правильнее реагируют на перемены в экономике компании.

Решение №1: совместные проекты с банками

Эксперты Института экономической политики имени Гайдара и РАНХиГС считают, что поведенческая модель россиян сместилась со сберегательной на кредитную. Это означает, что люди предпочитают покупать товары в кредит и пользоваться кредитными картами, а не сбережениями. Рост закредитованности населения нередко ведет к увеличению количества проблемных кредитов. И здесь появляется точка соприкосновения работодателя и банка для проведения совместных образовательных программ.

Пример. Одна из крупнейших технологических компаний в России действует именно по этому принципу. Каждую неделю туда приходят консультанты из банка и помогают сотрудникам разобраться в финансовых вопросах. Консультантами выступают менеджеры банка по работе с корпоративными клиентами. В течение всего дня они находятся в офисе. Каждый сотрудник может с ними пообщаться, консультация длится час. Записаться к консультантам можно через электронную форму. Это сотрудничество продолжается уже более полугода. В компании думают расширить взаимодействие, добавив блок митапов (встреча по интересам для обмена опытом. — «РБК Pro»). Первичный опрос показал, что людям было бы интересно участвовать в образовательных встречах и повышать свой уровень финансовой грамотности в целом, а не только по конкретным вопросам.

Решение №2: корпоративные программы по повышению финансовой грамотности

Образование в области финансовой грамотности также может стать частью комплексной стратегии well-being (укрепление здоровья и благополучия сотрудников. — «РБК Pro») на рабочем месте. Оптимальный вариант реализации такой стратегии — формат смешанного обучения: цикл коротких видеолекций и очные встречи с ментором. В российской культуре не принято говорить о проблемах вслух, поэтому оставляйте сотрудникам возможность проработать их с ментором.

Персонализированный подход необходим еще и по причине различия финансовых приоритетов у людей. За рубежом корпоративные программы повышения финансовой грамотности уже получили широкое распространение. Так, согласно данным Международного центра повышения финансовой грамотности (GFLEC) двое из пяти сотрудников в США получают знания в сфере финансов именно от работодателей.

Менторами при проведении таких программ могут выступать не только приглашенные специалисты, но и рядовые сотрудники. К примеру, в одной известной российской компании в сфере кибербезопасности сотрудник, в прошлом работавший финансовым консультантом, предложил разобрать с коллегами финансовые кейсы. По словам этого сотрудника, коллеги интересовались его мнением о покупке валюты, потребительских кредитах, рассрочке. Он же предложил HR-отделу провести обучающий митап по одному из вопросов в тестовом режиме. Обратная связь была позитивной: образовательные встречи с разбором кейсов стали проводиться два раза в месяц. По словам HR-директора компании, инициатива одного сотрудника выросла в полноценную программу, к которой подключили также внешних специалистов. Теперь речь идет уже не просто о лекциях, но и о масштабном образовательном курсе.

Тематика таких встреч может быть привязана к сезонности или формироваться на основе опроса сотрудников

- Как правильно рассчитать выплаты по ипотеке и на что обращать внимание в момент подачи документов на ипотечный кредит?
- Зачем нужна кредитная карта и как грамотно ее использовать, чтобы не переплачивать?
- Как застраховать недвижимость?
- Как распланировать бюджет на заграничную поездку и где обменять валюту?
- Как рассчитать размер кредита на ремонт квартиры?
- Стоит ли выходить на фондовый рынок: доходность и риски?
- Налоги и налоговые вычеты: на что вы можете рассчитывать?
- Как сохранить и приумножить денежные средства?

Эффект для бизнеса

Все больше работодателей понимает важность решения проблемы финансового стресса. Разумеется, обучение финансовой грамотности сотрудников не самое очевидное направление в корпоративной культуре и, конечно, это не задача первого уровня. Но, по утверждению экспертов Personal Finance Education Group (организация, которая развивает финансовое образование в США), именно этот навык помогает компаниям вырастить сотрудников, способных принимать решения и брать на себя ответственность, взвешивать риски и оценивать результаты, планировать процессы.

Канадская финансовая компания Sun Life Financial совместно с правительством провела исследование. Оно показало, что почти три четверти работодателей (73%) считают своей обязанностью помогать сотрудникам быть финансово благополучными, 84% сотрудников заинтересованы в программах финансового образования на рабочем месте.

Более 40% американский компаний отметили, что уже включили финансовое обучение сотрудников в стратегию развития.

Работник, умеющий просчитывать собственные действия, принесет больше пользы бизнесу. Относительно небольшие затраты компании на обучение и личные консультации будут компенсированы лояльным отношением сотрудников.

Андрей Сизов
CFO TalentTech

Источник

 

Читайте также: HR-головоломка: почему изменилось отношение людей моложе 30 лет к карьере

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: Вконтакте, Однокласники, Фейсбук, Яндекс Дзен, Вайбер, Телеграм

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все