«Деловому Донбассу» посчастливилось познакомиться с частным предпринимателем Юрием Абрамовым. Почему посчастливилось? Чем этот человек отличается от других своих коллег?

Отличается стремлением не просто зарабатывать деньги, а помогать людям, вносить в их жизнь красоту, покой, умиротворение, возвращать душевное равновесие. А если речь идет о детях, то его изделия могут служить и для обучения, и для коррекции ребят с особенностями развития, и для реабилитации детей-инвалидов. Называются они просто – световая комната. О своём проекте, который можно смело назвать социальным, Юрий Владимирович рассказал в интервью нашему порталу.

- Что представляют собой световые комнаты, которые вы делаете?

- Главное в том, чем я занимаюсь, это свет. Он воздействует на органы чувств. А это сенсорика. Поэтому мою продукцию можно смело назвать сенсорной комнатой. Конечно, воздействие может происходить через разные органы чувств человека,  и через зрение, и через слух, и через обоняние.  Но именно через зрение в мозг человека попадает 95 процентов информации.  Поэтому в сенсорной комнате основным является свет.

В зависимости от предназначения световой комнаты в ней может засветиться и пол, и стены, и потолок. Например, на потолке может вполне натуралистично отображаться звёздное небо, на котором звёзды будут мерцать и переливаться.  Задача комнаты бывает  образовательной или оздоровительной. Поэтому и конструкция её светового  оснащения  делается в соответствии с  назначением и поставленными целями. На психику человека воздействует не только  цвет, как таковой, но его цвет. Профессионалы знают, что красный возбуждает, зелёный наоборот успокаивает, голубой, как лёд, считается холодным.

- С профессионалами  при изготовлении ваших световых комнат сотрудничаете?

- То, чем я занимаюсь, что делаю, знают и понимают психологи, общающиеся, как с детьми, так и со взрослыми. Одно из моих обращений к медикам привело меня на кафедру психологии и психиатрии Донецкого медицинского университета. Оттуда я получил официальный ответ, экспертное заключение, согласно которому мои работы, именно эти световые изделия,  не просто помогают, а просто необходимы в процессе образования, оздоровления и воспитания детей.

- Расскажите подробнее, не чём основана методика, применяемая в световых комнатах? Это свет какой-то определённой длины волны или частоты мерцания?

- Об этом больше знают специалисты от медицинской отрасли. Я могу объяснить лишь общие принципы. Человеческий глаз только фиксирует тот или иной цвет световой волны. Но обрабатывает полученную информацию мозг, нейроны которого  и реагируют на нее. На каждый цвет в мозге происходит своя реакция и в соответствии с этим  человека можно либо возбудить вплоть до агрессии, либо успокоить вплоть до сна.

Если речь идёт о занятиях с детьми, то программа разрабатывается вместе с  психологом. И проходят такие уроки под руководством педагога или воспитателя. Оборудование световой комнаты будет для такого специалиста лишь инструментарием, позволяющим в игровой форме решить поставленные задачи – либо образовательные, либо дающие возможность просто расслабиться, снять стресс, отдохнуть. Но чтобы процессы пошли по накатанной линии, то работать мы должны вместе с дипломированным психологом и педагогом.

- Таких людей у нас хватает?

- Да, в ДНР много квалифицированных психиатров, психологов, замечательных  педагогов. Услышав о моей идее, они с восторгом говорят, что им нужны такие световые комнаты. Но вопрос упирается в финансовые проблемы, когда речь заходит даже просто о материалах, необходимых для изготовления световых изделий.

Я хожу в министерства, пишу письма, прикладываю к ним заявки от детских учреждений, нуждающихся в таких световых изделиях и экспертные заключения от специалистов самого высокого ранга, подтверждающие, что  такие методики очень помогают детям.

- Можно ли утверждать, что такие световые комнаты и занятия в них помогают, как здоровым детям, у которых переутомление или нервный срыв из-за военных действий, так и ребятам, страдающим такими особенностями развития, как, например, аутизм и расстройства аутистического спектра?

- Совершенно верно. Это так и есть.

- Именно проект, идея создания световых комнат, когда у вас  появилась?

- Я занялся светом в 1999 году. Мои световые изделия были предназначены не для освещения, а несли скорее эстетическую направленность, служа украшением интерьера.

Светодиоды знают все. Но сегодня появился более совершенный материал – оптическое волокно, просто универсальный и незаменимый для световых изделий. Его я использовал и для освещения потолка, и для стен, и для улицы – на тротуарах и даже в земле. Там идёт стеклоплаcтиковая нить и отсутствует электричество, что повышает уровень безопасности.

Однажды мне предложили сделать комнату отдыха со звёздным небом, где люди могли бы просто расслабиться и снять стресс. Тогда я понял, что воздействие световых изделий на психику можно использовать не только в эстетических целях, но и в медицинских или педагогических. Простор для творчества в этом направлении просто не ограничен. При желании, на стене, полу или потолке можно создавать целые светящиеся картины. Например, в ночном городском пейзаже в моих изделиях засветятся сначала звёзды на тёмном небе, затем фонари на набережной и, наконец, окна в домах. Есть у меня  и картины для детей, где всё начинает светиться, переливаться, а в зависимости от поставленных задач происходят трансформации. Например, назвал ребёнок правильно зверя, загаданного в загадке, его изображение засветилось на картине и ожило. Всё это закладывается программно. Главное, чтобы педагоги и психологи правильно, пошагово, расписали мне задачу.  

Так и с  используемыми цветами. Допустим, ребёнка-аутиста надо как-то расшевелить, «вытащить» из его личного мира. Тогда в ход идут цвета, возбуждающие психику. Если нужно бороться с нервным срывом, то  больше подойдут спокойные тона цветового спектра. Также и динамика. Если нужно возбудить, то свет может мигать яркими вспышками, как на дискотеке.  Можно и плавно переходить от одного тона к другому, посылая человеку сигнал жить спокойно и безмятежно, «заливая» эту информацию через глаза.

- Вопрос такой, если комната в детском саду, то через какое-то время ребята к ней привыкнут и перестанут реагировать. Можно как-то её трансформировать, чтобы каждый раз присутствовал элемент новизны?

- Для меня это новая интересная задача, над которой я готов подумать. Её можно решить чисто технически. Дети приходят играть, а у воспитателя в кармане пульт, управляющий процессом. В зависимости от нажатой кнопки загорается та или иная картинка и идёт образовательный процесс. Например, когда нужно найти ответ на загадку. Это уже трансформация и в её руках пульт от светового инструментария. Можно и полностью трансформировать комнату. Оптическое волокно настолько живучее, что его можно даже пересобрать, но такая трансформация будет уже связана с ремонтно-строительными работами.

Можно дарить детям чудо. Например, кто-то прочитал стишок, зажглась ёлка.

Был у нас интересный проект с заведующей одного учреждения городского подчинения. Она тогда даже находила спонсора для его реализации – одного из депутатов  Верховной рады, родом из Донецка. К сожалению, финансирования тогда не получилось. Но дружим мы до сих пор. Она большой энтузиаст и всей душой более за детей, за то, чтобы сделать их жизнь более яркой и интересной.

- Вы пытались поднять вопрос о том, чтобы у нас была какая-то государственная программа по финансированию подобных световых комнат?

- Конечно, это было бы замечательно. Но можно делать световые комнаты и за счёт средств спонсоров.

- Сколько приблизительно будет стоить ваша световая комната, с учётом цены материалом и монтажа?

- Верхнего предела нет. Но ко мне уже было обращение из одного детского садика, чтобы сделать уголок, где мог бы работать с детьми преподаватель. Потом планировалось постепенно насыщать это помещение разными световыми изделиями, привлекая помощь родителей или спонсоров. Минимальная цена для светового уголка будет начинаться от пятисот тысяч рублей. А чтобы полностью оборудовать комнату нужно стартовать от суммы в миллион рублей. Она может быть и два, и три миллиона, и более. Есть интересные световые приборы, дающие мощный эффект, но стоящие достаточно дорого.

- Сколько ваших световых комнат уже полноценно функционируют?

- Три. Делал я эти комнаты там, где были деньги. В 2013-м году две из них были изготовлены в Украине. В Запорожье это был садик для ребят с нарушением зрения. Я туда выезжал, общался с педагогами. После того, как мы координировали наши задачи, я решал их технически и подбирал необходимые материалы. В 2014-м первая световая комната была сделана мною в ДНР, но не в Донецке, а в одном из детских садиков Харцызска. В этом учреждении занимаются дети, как здоровые, так и с разными инвалидностями, в частности по зрению.

- Расскажите подробнее о световых изделиях, которые можно встретить в световой комнате?

- В сенсорной комнате часто можно увидеть звёздное небо, световой дождик, световой ручей. Интересно функционирует пузырьковая колонна. Когда-то её «предок», ещё при СССР, служил оригинальным светильником. В колбе определённой формы налита вода и идут пузырьки, подсвечивающиеся цветом, меняющим цвет в определённой динамике. Прекрасно дети себя чувствуют в сухом бассейне, наполненном шариками.  Здесь есть несколько вариантов подсветки. Свет может литься со дна бассейна или его бортов. Во втором случае с помощью оптического волокна создаётся световой ручей и ребёнок, как бы купается в свете и может подержать его в руках.

- В чём проблематика продвижения такого важного и нужного проекта?

- Вы знаете, продвинутые мамы, как и педагоги или психологи всё это понимают. Но когда заведующая детским садиком говорит, что знает о световых комнатах и это замечательно, красиво, но ей не могут выделить денег даже на ремонт текущей крыши, что можно ещё добавить.  Я просто перестал ходить по садикам, чтобы « не сыпать соль на раны» и отправился на поиски спонсоров.  Хотелось бы и вытолкнуть этот проект на уровень государственной программы. И сейчас я над этим работаю. Это прозвучало в одном из ответов на мой запрос, отправленный в государственные структуры: «Ваш проект тянет на государственную программу».  Я пошёл дальше. И сейчас знаю, что в одном из министерств разрабатывается проект социальной реабилитации.  Он направлен не на какой-то конкретный детский садик или оздоровительный центр, а рассчитан на всю Донецкую Народную Республику.  Здесь действует такой термин, как поствоенный синдром. Я разговаривал с врачами и узнал, что стрессы и даже психические травмы большей или меньшей тяжести получают не только военнослужащие или дети из обстреливаемых районов, но и все жители Донбасса, которых коснулись военные действия.  Проходить реабилитацию должен каждый. Можно за беседой за чаем на кухне, можно сомнительно, при помощи спиртных напитков. Но лучше всего – в сенсорной комнате.

От редакции:

Те образцы своей работы, которые нам показывал Юрий Абрамов, конечно, очень красивые и, надо думать, полезные, раз имеются соответствующие заключения специалистов. И детям они, несомненно, понравятся. Но… Да, всё опять упирается в деньги. И вряд ли даже государственные программы в нынешних условиях смогут обеспечить детские и медицинские учреждения соответствующим количеством таких реабилитационных и развивающих центров. Но есть ещё в нашей стране меценаты из числа успешных людей и динамично развивающихся предприятий, для которых социальные проекты не пустой звук. Эти проекты – для них. Мы понимаем, что крыша детсада – это очень важно, но пусть это останется заботой государства. Однако радость ребёнка, его положительные эмоции - являются такой же необходимостью для детского развития, как и здоровая пища, и тепло в помещениях. Мы обращаемся к неравнодушным – подарите детям радость! Её ведь так немного в наше непростое время!

Читайте также: Индекс Ахунзянова: трагедия докучаевского предпринимателя 

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: Вконтакте, Однокласники, Фейсбук, Яндекс Дзен, Вайбер

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все