Учёт расходов и их сокращение — одна из первоочередных задач для любого бизнеса в любых условиях.

Это отличный инструмент, который помогает найти дополнительные источники для роста и дальнейшего развития. Главное — подходить к процессу грамотно и рационально. Рассказываем, как это можно сделать.

Какими бывают расходы компаний

Организационные расходы. Включают в себя все траты на организацию и создание бизнеса. К ним относятся расходы на регистрацию юрлица, получение необходимых лицензий, покупку офиса и производственной площадки (если этого требует вид деятельности), их ремонт и модернизацию, закупку оборудования и расходных материалов. Большая часть этих трат носит разовый характер.

Постоянные расходы. Их ещё называют накладными. В эту группу входят расходы, не относящиеся напрямую к основной деятельности компании (оказанию услуг или производству товаров). Их размер каждый месяц примерно одинаков. Основные постоянные расходы: регулярная оплата аренды помещений, коммунальных услуг, интернета и телефона; зарплата руководства и административного персонала (в том числе связанные с ней платежи, например, налоги и отчисления в пенсионный фонд); затраты на банковское обслуживание, ремонт и содержание оборудования и автотехники, маркетинг. К постоянным расходам относят также налоги, которые бывают региональными и федеральными.

Переменные расходы. Их размер месяц от месяца меняется. Это все затраты на производство товаров или оказание услуг, которыми занимается компания. К ним относятся, например, расходы на сырье, зарплата непосредственно участвующих в производстве сотрудников, логистика.

Скрупулёзно контролировать расходы компании необходимо с первого дня её существования (и даже до того, как будет зарегистрировано юрлицо). Это можно делать в специальных программах учёта (среди них есть недорогие и вовсе бесплатные) или, если размер бизнеса позволяет, в простой таблице Excel. Чем тщательнее ведётся подсчёт, тем оптимальнее и эффективнее будет работать компания.

Что такое точка безубыточности и как её рассчитать

Точка безубыточности — это необходимый объем продаж, оказания услуг или производства товаров, при котором расходы на них будут полностью покрываться полученными доходами. А продажа и производство каждой следующей единицы товара или оказание услуги будут уже приносить компании прибыль.

Расчёт точки безубыточности — одна из самых простых и полезных формул для контроля за расходами компании, управления её деятельностью и принятия бизнес-решений. С её помощью можно, например, определить цену для продажи товаров или услуг, рассчитать объем их продаж, гарантирующий финансовую стабильность бизнеса, и найти резервы для оптимизации затрат.

Для того чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо суммировать все постоянные расходы компании и разделить их на маржинальность. Полученный результат исчисляется в денежных единицах (рублях).

ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ = ПОСТОЯННЫЕ РАСХОДЫ / МАРЖИНАЛЬНОСТЬ

Маржинальность, в свою очередь, можно вычислить, вычтя из выручки компании её переменные расходы и поделив на выручку, умноженную на 100.

МАРЖИНАЛЬНОСТЬ = (ВЫРУЧКА — ПЕРЕМЕННЫЕ РАСХОДЫ) / ВЫРУЧКА × 100

Расчёт точки безубыточности наглядно показывает, в каком состоянии бизнес. Чем сильнее выручка превышает её, тем стабильнее положение компании. А если разница между этими показателями невелика, дело плохо. Это значит, что компания едва способна прокормить себя и нужно принимать меры. Для этого необходимо увеличить прибыль. Можно увеличить выручку или снизить постоянные и переменные расходы.

Увеличить выручку можно двумя способами:

  • Пересмотреть цены на свои товары или услуги и разобраться, не оказались ли вы в ловушке, предоставляя клиентам постоянные скидки. В неё часто попадают, например, продавцы гаджетов. Когда выходит очередная модель смартфона, старую модель начинают продавать со скидкой. И это оттягивает внимание покупателей. Продажи старой модели начинают расти, а продажи новой оказываются не такими значительными. И это приносит продавцам убытки.
  • Повысить объем производства и продаж. Например, нанять больше менеджеров по продажам или увеличить (если вы работаете в розничном ретейле) количество своих магазинов. Главное — быть уверенным, что эти дополнительные затраты увеличат выручку, не уменьшив маржинальность.

Постоянные издержки можно уменьшить, например, снизив затраты на аренду и содержание офисных помещений. Для этого стоит попробовать договориться о скидке с арендодателем. Если не получится — подумать о том, чтобы вовсе отказаться от офиса и перевести сотрудников на надомную работу. Но нужно помнить, что снижать такого рода издержки нужно осторожно. Резкое ухудшение условий работы сотрудников может снизить их производительность, что напрямую ударит по маржинальности.

Ещё один способ — урезать затраты на персонал, начав использовать готовые IT-решения для бизнеса: бухгалтерские программы, ERP- и CRM-системы, системы бизнес-аналитики. Такие инструменты позволяют не только оптимизировать бизнес-процессы, но и наладить работу в компании, заменив часть сотрудников. Например, облачные бухгалтерские сервисы упрощают документооборот. Программа сама создаёт необходимые документы (договоры, счета-фактуры и другие), автоматически вставляя нужные реквизиты, если их заранее загрузить. Она позволяет вести всю финансовую отчётность в соответствии с нормативами, помогает правильно подготовить отчёты для налоговой. Все формы обновляются в ней автоматически.

Дополнительно стоит изучить условия, на которых вам предоставляются услуги связи или расчётно-кассовое обслуживание. Возможно, найдутся более выгодные и удобные варианты. У ВТБ, например, есть пакетные предложения по РКО (для новых клиентов они сейчас предоставляются бесплатно в рамках акции), включающие весь комплекс услуг: от открытия счета до подключения интернет-банкинга. Банк также предлагает клиентам заработать, управляя временно свободными денежными средствами. Один из инструментов — срочные депозиты и овернайты (доход начисляется даже при размещении на день), а также депозиты, предусматривающие досрочное изъятие вклада.

Сокращение переменных расходов проще всего начать со своих поставщиков. С ними тоже нужно попробовать договориться о скидке, например, если вы покупаете у них товар по предоплате или очень большими объёмами. Для их обеспечения можно скооперироваться с ближайшим конкурентом: он вряд ли откажется от выгодной сделки. Снизить расходы на производство поможет аутсорсинг. Вместо того чтобы содержать свою производственную площадку, можно заказывать изготовление своей продукции у других компаний. Ретейлерам иногда бывает выгодно объединить свои торговые площади с продавцами смежных товаров. Например, магазину свадебных платьев и ювелирному салону. Арендная плата в этом случае снизится, а количество клиентов вырастет.

Прежде чем решить, какой вид издержек нужно сокращать, стоит обратить внимание не только на показатели компании, но и на общую экономическую конъюнктуру. При растущем рынке выгоднее снижать переменные издержки (и не ограничивать, таким образом, возможности для дальнейшего роста). При падении рынка лучше снижать постоянные издержки, потому что в этом случае самая распространённая тактика — повысить эффективность и пережить трудные времена. В любом случае бояться резать затраты не стоит: это один из самых действенных инструментов для поддержания здоровья бизнеса.

Источник

 

Читайте также: 20 видов бизнеса с минимальными вложениями

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: Вконтакте, Однокласники, Фейсбук, Яндекс Дзен, Вайбер, Телеграм

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все