Это новый взгляд на организацию торговли от IT-индустрии. Суть в чем: издержки на строительство и содержание большого и красивого магазина переносятся на оплату работы курьеров. При этом доставка бесплатная и супербыстрая.

Нужно только место рядом с густонаселенным кварталом и то, чего раньше не было, — онлайн-решение.

Даркстор (dark store) — тема широкая. Есть у многих компаний. Теоретически это любой склад, с которого осуществляется доставка. Но мы будем говорить об узком смысле: «даркстор у дома» как новый формат торговли.

Хотите верьте, хотите нет, а Павел Самолазов говорит, что придумал концепт летом прошлого года: было бы круто, чтобы еду приносили быстро.

Параллельно идея пришла в голову к россиянам, и в августе прошлого года они запустили «Яндекс.Лавку».

— Я тоже хотел назвать проект «Лавка», — рассказывает Павел. — Полез гуглить и наткнулся на проект «Яндекса».

Поэтому назвал «Базар».

Зимой эксперты Sberbank CIB оценили потенциал «Яндекс.Лавки» более чем в $300 млн уже в 2020 году. «Базар» пока скромнее, но у россиян есть интерес к покупке франшизы.

Как это выглядит

Это 50-метровая комната (небольшой павильон) с белыми (цвет не важен) стенами, кондиционированием, холодильниками и стеллажами. Похоже на «магазин у дома», только здесь нет кассира и покупателям доступ закрыт.

В комнате лежит около тысячи SKU (единиц разных товаров). По оценкам организаторов магазина, это все, что может понадобиться нуждающемуся покупателю.

Ассортимент подстраивается под спрос. Я никогда не предполагал, что людям здесь так нужны «Биг Боны». И наоборот, совсем не нужна свежая зелень. Фрукты и овощи покупают отлично, а свежие лук с петрушкой — нет. Списываем пока на дачи: у всех свое.

У нас узкий выбор брендов. Но если чего-то нет, то мы привезем в магазин максимально оперативно.

Молочная продукция, фрукты/овощи, бакалея, заморозка, бытовая химия, хлеб, напитки — из очевидного нет мяса, алкоголя и кулинарии.

— Алкоголь нельзя. Мясо ищем (нужна фасовка), переговоры насчет готовой еды тоже ведем. Например, «Бро Бейкери» привозит нам хлеб. Представим, что привезут и несколько порций лазаньи, например, которую дома останется только разогреть.

Рядом сидит небольшая команда: супервайзер, комплектовщики и курьеры. При объеме заказов до сотни в день (с 8 до 23 часов) хватает 10 человек в режиме посменной работы.

В компании нет ни одного менеджера из традиционной розницы. Это неслучайно.

— Это осознанное решение. Я смотрел на систему организации их работы: категорийный менеджер, подкатегорийный, еще какой-нибудь категорийный — нас это не устраивает. Мы хотим, чтобы система работала даже тогда, когда из нее достанут самого важного человека со связями. Мы рассчитываем на автоматизацию. Программа позволяет отслеживать все процессы вплоть до автоматической заявки производителю. С другой стороны, у нас все данные о спросе, реальном и потенциальном интересе. Система все это сводит.

Как это работает

У «Базара» есть сайт, приложение и границы района доставки — в нашем случае квартал «Новой Боровой», которую предприниматели выбрали в качестве первой площадки. Но пятиметровую комнату для аренды можно найти в любом районе.

Житель района заходит в приложение (на сайт) и выбирает товар. Круассан на завтрак? Окей.

Курьер получает заказ, кладет круассан в пакет и идет пешком к покупателю (чаще садится на велосипед).

— Мы думали остановиться на самокатах, но это ненадежная штука со сложным сервисом в случае поломок. А велосипед просто ремонтируется прямо на месте. И ездить тут на нем можно, не переключая передачи: везде отличные велодорожки. В самый дальний угол района на велосипеде можно доехать за пять минут.

Все. Получили заказ, оплатили (картой или наличным) — и уже жуете.

Если учитывать географические «масштабы» доставки, люди не заморачиваются: пишут «Я на лавочке» или «Гуляю с ребенком» в адресной строке. Курьеры одеты в фирменную одежду, но мелькают на улицах так часто, что максимально мимикрируют под «своих по району». Торговля продуктами превращается почти в личные продажи.

— Когда пошла первая информация о «Базаре», нам звонили люди из других районов, были недовольны, что скачали приложение, а их улицы нет. Окей. Это негатив, зато мы получили данные о том, где нас ждут.

Были ошибки, люди тестят, вбивают чужие адреса или просто балуются — это нормально. Пройдет.

Средний чек уже превышает 20 рублей. Насколько я знаю, это недостижимый пока показатель для традиционной розницы.

Как это работает в смысле бизнеса

Доставка бесплатная, минимального набора покупок нет — почему это работает и на чем можно заработать?

— Нам не в убыток принести даже одну шоколадку или бутылку кваса, потому что курьеры находятся всегда рядом, их труд мы оплачиваем почасовым образом. Сел на велосипед, отвез шоколадку — всем приятно и хорошо.

Цены? Как у популярного сервиса доставки. У нас нет затрат на строительство магазинов, оформление их интерьеров, зарплату уборщиков и охрану — ничего. Также у нас нет автопарка, страховок, водителей. Наш даркстор — это белые стены, стеллажи и холодильники. Это позволяет нам жить с нужной наценкой, не поднимая цены. Нам нужно только 50 квадратных метров недорогой аренды.

Ожидаемые стартовые проблемы — переговоры с поставщиками. Привыкшие к работе с традиционной розничной торговлей, они не спешили сотрудничать.

— Большинство поставщиков в начале не проявляли интереса. Отвечали через три дня, высылали прайсы с неадекватными ценами. После открытия все изменилось: «Давайте с нами работать».

Но до сих пор даркстор работает в немыслимых условиях: две трети товара здесь уже оплачены «Базаром», в то время как традиционные магазины работают с огромной отсрочкой оплаты, в некоторых случаях успевая «обернуть» продукт не один раз (чем вызывают бессильную ярость производителей).

— Теперь будет проще: репутация, люди видят, что работаем, — заключает Павел.

— Сколько денег понадобилось вам для открытия?

— Ремонт, закупка товара, разработка, люди… Скажу, что от $200 тыс.

— Это ваш первый бизнес?

— Нет. Нас двое: я и соучредитель из IT-отрасли, заработавший на продаже проектов в США. Я зарабатывал в собственном диджитал-агентстве. Еще есть развивающийся бизнес по производству косметики — сапропелевые маски. Раньше он забирал все время — теперь «Базар».

Вообще, мы бы до сих пор раскачивались, если бы не пандемия. В феврале стало понятно, что надо срочно ускоряться. В мае мы зарегистрировали компанию.

«Это сейчас фетиш для многих айтишников — придумать бизнес на грани технологий и реальной жизни, которую можно потрогать, быть полезным и зарабатывать одновременно»

Однозначного ответа по поводу возврата инвестиций и заработка нет. У нас глобальная идея — международная франшиза. Ничего нереального в этом нет. Мы уже получили вопросы из Краснодара и Сочи. Понятия не имею, как они на нас вышли, но людям нравится бизнес-идея, возможно, они смотрят на успех «Яндекс.Лавки». Только те развивают свою экосистему без привлечения людей со стороны, а мы — открытая система.

Поэтому пока будем через пару недель на свои деньги открывать следующий магазин в Лебяжьем. Дальше будем зарабатывать и открывать новые точки. Надо все делать быстро, потому что идея крутая и будет много последователей. Догадываюсь, что уже кто-то работает над ней прямо сейчас.

Многие звонят то ли от конкурентов, то ли от традиционной торговли. Пытаются наняться курьерами, а в вопросах видно профессиональное любопытство: всем же интересно, что тут происходит и как это работает. Окей. Даже если кто-то вместе с нами сейчас откроется, то нам это будет только на руку: сейчас нужно вместе менять потребительские привычки людей. Это огромный рынок. Поэтому пока нам не до конкуренции.

— Почему заработанные в IT деньги ваш партнер не оставил там же?

— Потому что мы остаемся в отрасли. Это сейчас фетиш для многих айтишников — придумать бизнес на грани технологий и реальной жизни, которую можно потрогать, быть полезным и зарабатывать одновременно. «Базар» — это IT.

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все