Сколько в России предпринимателей-пенсионеров и как они зарабатывают.

В России 395 тысяч человек старше 60 лет официально занимаются бизнесом, остальные живут на пенсию или продолжают работать. Чтобы открыть свое дело на пенсии, нужно не только найти деньги, но и справиться со страхами и получить нужные навыки.

В прошлом году Росстат посчитал, что в России живут 46 с половиной миллионов пенсионеров — столько людей в Украине или Испании. Если взять тысячу наших граждан, 317 из них будут пенсионерами — это треть жителей России. 

Не все пенсионеры — это пожилые люди, к ним относятся и те, кто получил инвалидность, потерял кормильца, пострадал в катастрофе, например, в Чернобыле. Но больше всего — почти 37 млн человек — получают пенсию по возрасту.

Средняя пенсия неработающего пенсионера — чуть больше 16 тысяч рублей. Эта сумма пенсионеров не устраивает — и это не наши слова, а результаты исследования Центра изучения пенсионных реформ. В 2017 году исследователи узнали, что:

  • 35% пенсионеров продолжают работать;
  • 31% хотят работать;
  • 24% уже ищут работу;
  • 9% не собираются работать.

Большинство тех, кто работают и ищут работу, рассчитывают на низкоквалифицированный труд — половина опрошенных уже устроились сторожами, вахтерами, уборщикам, консьержами. И все эти люди недовольны работой — они ответили исследователям, что боятся увольнения, у них маленькие зарплаты и плохое отношение к ним в коллективе.

Высшая школа экономики в своем исследовании также отметила, что среди молодежи за десять лет стало меньше людей, которые занимаются низкоквалифицированным трудом, а среди тех, кому за 50, наоборот, больше.

Бизнесом же занимаются где-то 1,5 млн из 46,5 млн пенсионеров. Среди этих людей есть и люди предпенсионного возраста — это группа от 50 до 59 лет. Если брать людей старше 60 лет, только 395 тысяч из них имеют свое дело. В США, например, 26% новых компаний открывают люди в возрасте от 55 до 64 лет, это почти треть всего бизнеса.

Есть несколько причин, по которым пенсионерам сложно начать свой бизнес:

  • ментальные — только 5-6% людей пожилого возраста вообще интересуются бизнесом, остальные выбирают наемный труд или пенсию;
  • финансовые — сложно найти деньги на запуск;
  • личные — нет нужного опыта и навыков.
  • При этом некоторые компании и общественные организации считают, что пенсионеры — та часть общества, которую можно вовлечь в бизнес. Так, МСП-банк запустил продукт «Серебряный бизнес», чтобы кредитовать предпринимателей от 45 до 65 лет.
  • Проект «Стартап 50» обучает пенсионеров на курсах и вебинарах, помогает найти партнеров и вникнуть в правовые особенности бизнеса. Образованием пенсионеров также занимаются:

    • Союз пенсионеров России;
    • Департамент предпринимательства Москвы;
    • Университет информационных технологий.
    • Те пенсионеры, которые всё же решают заняться бизнесом, предпочитают не рисковать, а выбирают традиционные сферы:

      • строительство и ремонт;
      • торговля;
      • медицинские и косметические услуги;
      • авторемонт;
      • кафе и рестораны.

      Выбирают пенсионеры и менее распространенные сферы — открывают детективные агентства, кинокомпании, студии йоги. Это выяснила компания «Манго-телеком», когда изучала предпринимателей-пенсионеров, которые пользуются телефонией для бизнеса. Также из необычных сфер отметили салон красоты для животных.

      А вот наш герой — пенсионер из Москвы — открыл портал для мам.

      Рассказывает Николай Головин, 60 лет, пенсионер, создатель портала «Мамсила»

      Когда мне исполнилось 58 лет, встал вопрос: чем заниматься, когда я уйду на пенсию, ведь на пенсии меняется привычный ритм жизни, падает доход. Так появилась идея начать свой бизнес, но было непонятно, какой именно.

      Я всю жизнь работал журналистом, поэтому меня пугала социальная изоляция — заниматься только дачей и огородом не хотелось

      Подключилась моя семья, вместе с дочерью мы стали ездить на фестивали франшиз, но ничего не заинтересовало. Проблема в том, что франшизы требуют постоянного присутствовать на работе — не получится в любой момент уехать в другой город или на ту же дачу.

      Как раз в тот момент родился внук, и мы поняли, что матери — активная, важная и возобновляемая аудитория. Возобновляемая — это значит, что всегда будут новые люди, которые решили завести детей, и они будут задавать одни и те же волнующие вопросы.

      Появилась идея создать портал о материнстве, сейчас он называется Мамсила, — мы пишем о теории и практике материнства.

      Мы сделали сайт и начали заполнять его статьями. Их писали сначала подруги дочери, потом подключились активные мамы, у нас был как будто клуб по интересам. Но сайт в таком виде не приносил доход, поэтому мы стали менять принцип работы.

      Например, нам присылают статью, которую интересно читать, но она противоречит другой статье на сайте на ту же тему и мешает выдаче обеих в поисковиках Яндекс и Гугл. Этот пример очень упрощен, но суть в том, что со временем творчество ушло на второй план и начался бизнес.

      Мы три раза переделывали сайт, меняли подход к контенту, состав команды. На первом этапе мы вложили 1,5 млн рублей, а когда меняли подход к работе — еще миллион, все эти деньги — из семейных сбережений.

      Мы вложили 1,5 млн рублей, а когда меняли подход к работе — еще миллион, все эти деньги — из семейных сбережений

      Первые полтора года мы только вкладывали, потом год работали в ноль, сейчас вышли в небольшой плюс. Мамсила создавалась как семейный проект, который будет приносить пассивный доход одной семье на пенсии — где-то 50-100 тысяч рублей в месяц. Пока мы не достигли этой цели, но уже вот-вот.

      Зарабатываем мы на рекламных интеграциях с брендами — у моей дочери свое рекламное агентство «Бизнес-ту-мамис», которое работает именно с мамами как с целевой аудиторией. Дочь предлагает Мамсилу как одну из площадок для размещения своим крупным клиентам: Нестле, Данон, Ферреро. Если бы этого не было, мы бы закрылись в первый год работы.

      Мы сделали много ошибок. Например, держали свою команду разработчиков, делали самописный сайт в начале, но любые доработки шли медленнее, чем их внедряли готовые маркеты сайтов. В итоге мы плюнули и переехали на Ворд-пресс.

      Когда мы начинали, мы делали репортажи с мероприятий, интервью, редакционный контент — для нас писали человек тридцать. Сейчас работают десять человек — разработчики, продажники, мы. Редактор стал аккаунт-менеджером, а весь контент ушел на аутсорсинг. Когда стали меньше вкладывать сил в контент, а больше — в продажи и оптимизацию под поисковики, мы стали зарабатывать.

      Мы собрали табличку плюсов и минусов предпринимательства на пенсии:

      ПЛЮСЫ

      Получить прибавку к пенсии и улучшить качество жизни

      Расширить круг общения, познакомиться с людьми

      Получить интересный опыт и знания

      МИНУСЫ

      Пенсионер с ИП переходит в статус работающего пенсионера и не сможет получать доплаты от государства. Самозанятые признаны неработающими и могут получать доплаты

      Не будет индексации пенсии

      В целом же бизнес на пенсии — это такой же бизнес, как если бы его открывали в тридцать лет. Процедура регистрации, выбор системы налогообложения, отчетность, размеры налогов и взносов не отличаются.

Источник 

 

Фейсбук - полезный контент для предпринимателей!

Вконтакте - участвуйте в интересных опросах и следите за новостями!

Телеграм - будьте в курсе событий!

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все