Ко Дню предпринимателя, со свойственной нескромностью (кажется, для этого есть некоторые основания?), рискну написать нечто подобное манифесту.

20-летний опыт культивирования корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства позволяют делать обоснованные выводы/рекомендации по части значимости предпринимательства в нашей жизни – www.dobrota.donetsk.ua. Со смирением и благодарностью восприму конструктивную критику.

Исходный посыл: предпринимательство – это отнюдь не способ обогащения одних за счет других, типа «недостойный способ достичь достойного существования». Бизнес – это действительно деловой подход, но не только и не столько для получения сиюминутной прибыли, сколько доказательное служение клиенту (потребителю, бенефициарию, благополучателю, стейкхолдеру) в добросовестном удовлетворении его общественно-одобряемой потребности.

Согласен с мнением, что экономические проблемы социумов носят преимущественно неэкономический характер, т.е. если у громады (территориального сообщества) есть только одна проблема – деньги, то у нее нет проблем. Вопрос в том: умеем ли мы эффективно и с достоинством конвертировать результаты экономической деятельности в общественно-полезный ресурс?

Великая ложь IMHO состоит в том, что рост экономического потенциала в целом якобы автоматически приводит к снижению бедности абсолютного большинства ее жителей.  На самом деле, критически важны механизмы приватизации результатов этого самого экономического роста. Ведь современные отечественные нувориши все еще ведут себя как бедняки, дорвавшиеся до сокровищ. Словно бы их девиз был «Чтоб деньги сделать пылью». Они в своей массе еще не стали социальными инвесторами в благоденствие далее собственной семьи и ближайшего окружения.

Наша бедность, прежде всего, обусловлена неэффективностью ведения дел. Такая бедность поведения закономерно приводит к бедности положения. Эта беда приумножается воинствующим невежеством и недоверием всех ко всем. А.П.Чехов завещал выдавливать из себя раба по капле. Очевидно, также стоит поступить и с бедностью, положив ее под пресс предпринимательства. В преодолении патернализма, пессимизма, пассивности и профанации – залог благополучия здесь и сейчас.

Социальная ответственность отдельных субъектов громады является лишь частью общей ответственности, но осознается ими по-разному и реальные ресурсы на это у них разные. Взаимное ожидание ответственности, как правило, выше, чем требовательность к самим себе. Лидерами в этом многотрудном деле могут и должны быть социально ответственные предприниматели.

Опыт ДГБФ «Доброта» по вовлечению в делание добра юридических и физических лиц донецкой громады говорит сам за себя. Более чем 5 тыс. доноров-благотворителей, в том числе:

  • 4 тыс. доноров-корпораций;
  • 2,5 тыс. семей и граждан;
  • 500 трудовых коллективов;
  • 118 СМИ;
  • 83 общественные организации;
  • 32 профессиональных и творческих союза;
  • 27 ВУЗов;
  • 14 религиозных конфессий.

 «Секретом» этого, по мнению отечественных и зарубежных экспертов, феноменально устойчивого успеха были адаптация и интеграция предпринимательского подхода в структуру, продукт и функционал ДГБФ «Доброта».

Таким образом удалось обеспечить осуществление более 40 благотворительных программ и проектов, большинство из которых стали «долгоиграющими» и повторяемыми по типу социального франчайзинга, а конечными реципиентами-благополучателями стали:

  • 85 больниц, санаториев, домов ребенка;
  • 56 интернатов, приютов и терцентров;
  • 20 учреждений пенитенциарной системы;
  • 156 общественных организаций инвалидов, тяжелобольных, многодетных etc;
  • свыше 3 тыс. отдельных семей и граждан.

Вообще, социальное предпринимательство – популярнейший современный тренд. Это - безальтернативный способ успешного ведения дел в достижении общественно-значимых результатов в здравоохранении и образовании, науке и культуре – да, вообще, в любой сфере, которая доныне рассматривалась как планово-убыточная. Он предполагает творческое внедрение инноваций в организацию, менеджмент и дизайн, продукт и маркетинг соответствующих акторов (государственные и коммунальные учреждения, общественные организации и благотворительные фонды). А их инновационные социальные проекты рассматриваются как стартапы, претендующие на венчурное инвестирование.

Завершу эту публикацию к дате о предпринимателях и предпринимательстве призывом:

Как можно больше социального в предпринимательстве и как можно больше предпринимательского в социальном!

Так победим!

Яков Рогалин о предпринимательстве с верой, надеждой и любовью

Яков Фридрихович Рогалин

 

Читайте также: Итоги совместного мероприятия Женского клуба "Magic Beauty" и Клуба предпринимателей "Деловой Донбасс"

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: Вконтакте, Однокласники, Фейсбук, Яндекс Дзен, Вайбер, Телеграм

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Популярное

  • За неделю

  • За месяц

  • Все