Театр абсурда вошёл в нашу жизнь «Навсегда-навсегда…»

Театр абсурда вошёл в нашу жизнь «Навсегда-навсегда…»
12 Декабря 2016

В нынешнем, богатом на премьеры сезоне в Донецком музыкально драматическом театре, зрители, регулярно посещающие спектакли-новинки, успели соскучиться по неповторимой атмосфере малой сцены, дающей на только возможность максимального контакта с действием постановки, но и превращенной коллективом в площадку для экспериментов.

Скоро, 3 января 2017 года, ценители нетривиального камерного жанра в театральном искусстве смогут насладиться незабываемым спектаклем, премьера которого состоится в первые дни нового года именно на малой сцене нашей муздрамы. Репертуарную новинку, созданную по пьесе Ксении Драгунской «Навсегда-навсегда…» постановочная группа отнесла к разряду абсурдных мелодрам. По словам режиссёра Василия Маслия, работавшего над спектаклем, в нашем театре впервые ставится пьеса в абсурдном стиле.

Что такое «театр абсурда»?

Чтобы по-настоящему понять и оценить новый спектакль, надо немного окунуться в историю театра и узнать, откуда взялось понятие абсурда на театральных подмостках. По мнению большинства театроведов, словосочетание «театр абсурда» вошло в обиход в конце 50-х годов минувшего столетия. По мнению Мартина Эсслина, которое он досконально изложил на страницах своей книги, главной целью «театра абсурда» стало противостояние некоммуникативному миру, где простой обыватель оторван от своих традиционных метафизических и религиозных корней.

Самыми острыми вопросами абсурдной драматургии стали поднимаемые авторами дискуссии о кризисе понимания и форм высказывания. Не признает театр абсурда все традиционные знания о мире, в том числе и энциклопедические или аксиоматические. Все они становятся мертвыми, как и форма высказывания персонажей, тоже иллюстрирующая кризис. Герои абсурдных пьес могут заниматься, например, выяснением вопроса: азиатскими или африканскими носорогами становятся люди, превращающиеся в этих грозных существ, символизирующих, по замыслу автора, фашизм. В другой пьесе герой долго молчит, а потом произносит длительный монолог, состоящий из набора бессвязных слов.

Часто абсурдистыоткрыто критикуют буржуазным мир, в котором превыше всего ценится комфорт и благополучие. По мнению авторов таких пьес, именно чувство колониальности, превосходства, имперские амбиции породили фашизм в Европе. Вот драматурги и пытаются рушить все правила и нормативы, бытующие в европейском обществе.

Нет в театре абсурда и принципов, на которых строится психологический театр, а именно – обоснованности и мотивированности в поведении персонажей. Часто у героев даже нет имен и они символизируют лишь определенный типаж, социальную маску, лишённую индивидуальных черт.

Насколько абсурдно творчество Ксении Драгунской?

Автор, пьесу которой выбрал для постановки донецкий режиссёр Василий Маслий, известна в России и за рубежом как драматург, прозаик, сценарист, детский писатель и искусствовед. Коренная москвичка, родившаяся и выросшая в столице, Ксения Драгунская – дочь известного писателя Виктора Юзефовича Драгунского. Она закончила ВГИК и, на сегодняшний день, является членом союза театральных деятелей Российской Федерации, секретарем СТД РФ и председателем комиссии по драматургии СТД РФ. Ксения Викторовна написала более тридцати пьес, которые ставят как в театрах многих городов России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья, как в академических театрах, так и в андеграундных подвальчиках.

Пьеса, выбранная для постановки на малой сцене Донецкого академического музыкально-драматического театра, называется «Секрет русского камамбера утраченный навсегда-навсегда…».

О чем абсурд «Навсегда-навсегда…»?

Пересказывать содержание абсурдистской пьесы – дело неблагодарное. Но произведение Ксении Драгунской, выбранное для постановки в донецкой муздраме, отличается от западной драматургии наличием легко выстраиваемой логической цепочки в отношениях героев. Их диалоги наполнены смыслом, хоть и достаточно сумбурны по форме высказывания персонажей. Сюжетную линию можно четко проследить.

Но, тем не менее, абсурда в пьесе предостаточно, хоть взят он не из выдуманной абстракции, а из реалий нашей жизни, всё более и более напоминающих искаженное изображение в кривом зеркале.

Режиссёр

Постановщик спектакля Василий Маслий — человек с широким творческим амплуа. Карьеру он начинал как танцовщик балета, получив прекрасное классическое образование. Танцевал в театрах Польши. Там же заинтересовался направлениями современной хореографии и получил второе образование уже как хореограф. Вернувшись в Донецк, начал успешно работать балетмейстером в нашем музыкально-драматическом театре. Сумел переписать либретто «Ромео и Джульетты», перенеся действие балета в далекое будущее, в лабораторию по клонированию человека. Эксперимент удался. В дальнейшем Василий Маслий пробовал силы как режиссёр драматических спектаклей. Дебютной для него в этом амплуа стала постановка «И превратились в белых журавлей». Потом был мюзикл «Три мушкетера», комедия «Тартюф» и многие необычные спектакли, снискавшие любовь зрителей. Понравится ли постоянным посетителям театра «Навсегда-навсегда…»? Ответ на этот вопрос будет получен 3 января, когда пройдет официальная премьера. Пока спектакль смотрели лишь коллеги занятых в постановке актёров и представители прессы. Все остались довольны.

Актёры и персонажи

Действующие лица в пьесе с одной стороны – личности абсурдные, с другой - будто списаны с окружающих. По замыслу автора главным героем рассказанной истории является Сергей Крюксон, потомственный журналист, интеллигентный и тонко чувствующий человек, не способный перенести предательства любимой девушки, невесты, с которой чуть ли не дошёл до порога ЗАГСа. В начале действия он пишет статью о безвозвратно утраченном русском рецепте сыра камамбер. Эта роль досталась Михаилу Бовдую, сумевшему передать все переживания и душевную тонкость героя.


Главную женскую роль Фроси Мгловой талантливо сыграла Елена Лесогорова. В отличии от Крюксона, Фрося девушка простая, не обремененная интеллектом, но очень любит творчество Пушкина. Еще она любит брутальных парней, к числу которых относится Павел Мухов. В него девушка влюблена с детского сада. Влюблена без памяти и безответно. Ведь жениться на ней Паша решил только назло другой девушке, не оценившей его ухаживаний. В роли Павла Мухова на малую сцену вышел любимец публики Иван Бессмолый. Большинство его ролей – это герои, эдакие принцы без страха и упрека. В одном из интервью Иван говорил, что мечтает об отрицательном персонаже и даже в сказках готов играть бабу Ягу. Паше Мухову до обитательницы избушки на курьих ножках, конечно, ещё расти и расти. Но и Мухов далеко не подарок. Самоуверенный и самовлюбленный, он не способен оценить искренней любви Фроси. Актёр создал образ фабрично-заводского мачо, уверенного в собственной неотразимости. Ещё один поклонник Фроси, ставшей, по режиссёрской задумке, главной героиней вместо Крюксона, Николай Генварев – парень более добродушный, чем Павел. Этого персонажа постановщик увидел в актёре Максиме Селиванове. Николай – полная противоположность Мухову. Простоватый, с минимальным интеллектом, он способен оценить чувства других людей и даже пытается помочь Фросе, приведя на празднование Нового года Сашу Пушкина, контуженного в Чечне солдата. Как и Павел, Коля даже не подозревает, что Фрося обожает великого русского поэта, а не его тезку.


Образ Пушкина примерил Дмитрий Федоров. Роль без слов он сыграл настолько проникновенно и талантливо, что стал одним из самых ярких персонажей пьесы. В оригинале этого произведения поэта Александра Сергеевича Пушкина не было. Присутствовал лишь контуженный солдат Саша Пушкин. В Донецкой постановке классик гулял по сцене в великолепном наряде далеко не авангардного фасона, появлялся из старого зеркала и холодильника и артистично реагировал на происходящее вокруг.

Яркими кометами пролетели по спектаклю Альбина Терехова в роли безымянного, по всем законам абсурдистского жанра, персонажа, названного просто Невестой. Героиня иллюстрировала всю прослойку дамского общества, зацикленную на замужестве. Таким девушкам абсолютно всё равно, богат жених или беден, умен или глуп, добр или зол. Главное – надеть на палец заветное обручальное кольцо и гордо произносить фразу: «Я женщина замужняя». Персонаж Альбины Тереховой вышел немного гротескным, но без перегибов в сторону цирка на сцене. Вверх взяла безграничная женственность актрисы. Заслуженный артист Владимир Швец сыграл папу Крюксона. В отличии от однолюба-сына, совершающего неудачную попытку суицида, когда любимая девушка уходит к другому, папа живёт полной жизнью и гордится наличием шестнадцати сыновей во всех уголках мира. Он жаждет новых чувств, новых впечатлений, новых знакомств. Он любит жизнь во всех её проявлениях и полон желания жить, радоваться, познавать и открывать для себя вновь и вновь тайны и красоты нашего мира.

Действие получилось не просто увлекательным, а захватывающим. Зрители так погрузились в происходящее на сцене, что начали искренне переживать за героев, ощущая себя частью их мира. На полтора часа реальность героев пьесы, существующих среди черных щитов, на которых мелом наносятся части декораций или выдержки из статьи, которую пишет Сергей Крюксон, стала нашей. И даже костюмы действующих лиц с нанесёнными на них изображениями, характеризующими каждого из них, как личность, уже не казались нелепыми. Возможно потому, что в реальности абсурда ничуть не меньше, чем в пьесе, ставшей лишь её иллюстрацией.

Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~15qvs
0
Гюля Рзаева
Цитата
Очень понравилось. Сегодня была на вашем спектакле в Санкт-Петербурге. Фестиваль в театре "Балтийский дом". Артисты молодцы. Играли очень здорово. Донбасс я вас люблю!!!
Имя Цитировать 0
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *