Крылатые души авиамоделистов из ДонРЦТТ

Крылатые души авиамоделистов из ДонРЦТТ
8 Июня 2018

Мы продолжаем серию публикаций о Донецком Республиканском центре технического творчества. Сегодня вниманию наших читателей интервью с руководителями авиамодельных кружков.

Алексей Алексеенко – представитель династии, как медицинской, так и в авиамодельном спорте. Вот что он рассказал корреспонденту «Делового Донбасса»:


Алексей Алексеенко

- Алексей Алексеевич, ваша семья – это медицинская династия и династия авиамоделистов. Расскажите о ваших родных, которых можно назвать основателями этих династий.

- В медицинской династии я отношусь к третьему поколению. Мой дедушка Александр Акимович Алексеенко был хирургом. Долгое время проработал в ОЦКБ. Пять лет был с гуманитарной миссией в Африке, когда Советский союз помогал дружественным странам. Особенно эта помощь касалась стран Центральной Африки. Как истинный патриот, дедушка поехал туда по собственному желанию. Потом рассказывал, что работать приходилось в тяжёлых условиях. Даже случилось так, что он переболел малярией и многими другими тропическими болезнями. Всю свою жизнь дедушка отдал медицине.

Мой отец Алексей Александрович продолжил династию и по примеру дедушки всю жизнь посвятил медицине. Долгие годы проработал в 21-й горбольнице на посёлке Октябрьский заведующим ургентной службы. Когда начались обстрелы в 2014 году, больница оказалась, практически, на линии фронта. Отец ни на минуту не покидал больницу и оказывал экстренную медицинскую помощь пострадавшим. Делали мы это уже вместе. Я принимал участие в операциях как анестезиолог. Иногда привозили такое количество раненых вследствие обстрелов, что приходилось ставить дополнительные операционные столы. Но мы справлялись. Никому никогда не отказывали, всем помогали. Спасли много жизней.

- Пострадавшие были из числа мирного населения?

- Военных к нам не везли. А к нам поступали раненные мирные жители из Киевского района, с посёлка Октябрьский, с окраин Путиловки. Чаще всего это были осколочные ранения. Иногда проникающие. Самые тяжёлые случаи, когда оказывалось, что таких ранений несколько. К сожалению, иногда люди получали повреждения несовместимые с жизнью.

Во время активных боевых действий больница не закрывалась ни на минуту, хоть был период, когда не было ни электричества, ни воды, ни тепла. При всём этом работа в операционной не останавливалась. Электричество мы получали с помощью генераторов. Особенно сложно было зимой, когда нужно было успеть всё сделать за 8-9 часов, пока нагревались помещения.

- И даже в это страшное и сложное время вы умудрялись ездить сюда, в Республиканский центр технического творчества. Как находили силы для занятий с детьми в авиамодельном кружке?

- Время, проведённое здесь, мы с отцом рассматривали, как отдых. Там, на Октябрьском, каждый проведённый час был тяжёл не только физически, но и морально-психологически. Постоянные взрывы, прилёты снарядов. А сюда мы приезжали просто отдыхать и наслаждаться тишиной. Даже когда не было занятий мы с отцом садились каждый в своё кресло и сидели, получая удовольствие от тишины.

Когда на занятия приходили дети, мы вместе с ними отвлекались от войны, помогали ребятам строить модели самолётов. При этом я думаю, что мы помогали и сами себе.

- То есть, кружок вы не закрывали ни на день?

-Нет, ни на день. Всю войну наш кружок продолжал работать. Как бы парадоксально это не звучало, авиамодельный спорт в Донбассе развивается и даже во время войны он набрал дополнительные обороты. Даже детей стало ходить на порядок больше, чем до войны. Возможно, что и они убегают таким образом от ужасов войны, пытаясь отвлечься и получить позитивные эмоции. А когда у них начинает что-то получаться, это служит стимулом для дальнейшего совершенствования своих навыков.

- А лично вы начали заниматься авиамодельным спортом по примеру отца, у которого это также было любимое хобби?

- Отец никогда не давил на меня. Но его пример стал определяющим в моём выборе. Свои первые занятия я уже не вспомню. Мне тогда было приблизительно 4 года. С тех прошло уже более тридцати лет. Я просто полюбил авиамоделизм. Иначе заниматься этим делом невозможно. Все наши дети приходят только по своему желанию. Иногда они даже хотят приходить сюда чаще, но у меня не всегда хватает времени, чтобы в этом отношении им помочь.

- Расскажите, чем отличаются модели, которые делали в детстве вы от тех, что изготавливают сегодняшние посетители кружка?

- Появилось много новаций. Ничего не стоит на месте, всё развивается и мы в том числе. Сегодня авиамоделисты широко пользуются многими высокими технологиями. В частности, наши ребята освоили компьютерное 3D-моделирование и ЧПУ-станки. Для самых младших ребят мы таким образом изготавливаем наборы деталей, из которых они потом собирают самолёты и получают представление о том, из чего состоит самолёт или планер. Освоив эти навыки, они в будущем начнут делать более сложные и совершенные модели.

Все новые компьютерные технологии помогают нам, руководителям, обучить детей последовательно переходить от более простого к более сложному.

- А начинают самые маленькие посетители авиамодельного кружка с воздушных змеев?

- Да, ведь это самый простой летательный аппарат. Изготавливая его, дети получают базовый набор теоретических знаний и практических навыков.

- Как выбирается изготавливаемая модель? Она дублирует в миниатюре модель реально существующих самолётов?

- Не всегда. У каждого класса моделей есть определённая задача и в зависимости от неё изготавливается та или иная модель. Например, дети младшей группы изготавливают практически одинаковые модели по определённой программе. А ребята из более старших групп работают по индивидуальной системе. У каждого своя модель, предназначенная для выполнения определённой задачи. Например, пилотажная модель должна выполнять набор пилотажных фигур. Модель-копия также исполняет кое-какие задачи.

- Модели-копии тоже летают?

- Конечно. Мы не делаем стендовые модели. Мы делаем только самолёты, летающие в небе. Это правило, железное и не оговариваемое, всегда было залогом работы нашего кружка. Если это модель-копия, то она должна летать как настоящий прототип.

- А пилотажные модели исполняют набор каких-то фигур на соревнованиях?

- Есть разные комплексы фигур в зависимости от уровня соревнований. Они отличаются по сложности. При подготовке к соревнованиям дети отрабатывают пилотажные фигуры, соединяя их потом в комплекс. А судьи потом на соревнованиях оценивают эти умения. Если модели гоночные, то они летают на скорость. Если комнатные модели, то оценивается продолжительность полёта, как у планеров или резино-моторных моделей.

Наши ребята в этом году поставили очень высокие рамки и уровень выступления с резино-моторными самолётами на продолжительность полёта. До нашего выступления рекорд по России составлял 14 минут 10 секунд. А мы смогли его увеличить почти на две минуты. Причём побитый нашими ребятами рекорд был не детский, а спортивный. Его показали лучшие взрослые спортсмены России.

- С какими материалами вы работаете при изготовлении моделей?

- В дело идут фанера, дерево, многие композитные материалы, стеклоткани, эпоксидки различные.

- Расскажите, на какие соревнования вы выезжаете и много ли соревнований по авиамодельному спорту?

- Соревнований очень много. Но охватить все направления невозможно. Мы занимаемся, в основном, только комнатными и радиоуправляемыми моделями. Самые доступные для нас – соревнования. Проходящие в Ростовской области, в частности открытое первенство области. Там нас всегда рады видеть. Начальство из областного центра технического творчества прекрасно нас встречает. Даже не обращают внимания на то, что мы часто огорчаем их воспитанников, завоёвывая награды.

- Расскажите о детях, которые у вас занимаются. Мальчиков в авиамодельном кружке, конечно же, больше?

- Да, но есть и сильные девочки. В прошлом году у нас среди выпускников была девочка, поступившая в престижный авиационный ВУЗ в Ульяновске. О ней вы уже писали. На данный момент три девочки ходят в младшую группу. А в более старшей занимается моя 12-летняя дочь Алёна.

- Ваша дочь пошла по вашим стопам?

- В авиамоделизме да. В медицине, надеюсь, что нет. Сейчас сложная ситуация и если что-то изменится, мы вернёмся к этому вопросу. В авиамодельном кружке Алёна занимается с пяти лет. Первые соревнования с воздушным змеем мы прошли ещё в Славянске.

- А если она решит пойти в авиацию, как София?

- Поддержу любой её выбор, кроме безделья.

- Расскажите о модели этого фронтового самолёта времён Великой отечественной?

- Это исторический самолёт, прототип которого ЯК-6. Его начинал делать первый руководитель, основавший этот кружок. Но доделать модель не успел. Потом его сын нашёл нас и передал этот самолёт. Мы с отцом довели его до логического завершения. Это первая электро-кордовая копия, которая вообще участвовала в соревнованиях. В 2011 году я на нём стал бронзовым призёром чемпионата Украины. В дальнейшем и мои дети становились с этой моделью призёрами и чемпионами Украины.

- А модель, расписанная под наш республиканский триколор?

- Это пилотажная модель моей дочери, на котором она выступает на всех соревнованиях. Конструкцию разрабатывал дедушка Алёны Алексей Александрович, а она – изготовитель.

Также в процессе реставрации у нас Р-1, более ранний вариант самолёта, чем знаменитый фронтовой «кукурузник», на котором летали женщины. Он уже выполнил свои задачи, и мы решили его восстановить и сделать экспонатом нашего выставочного центра.

- Какие модели ваши воспитанники планируют изготавливать в ближайшем будущем?

- В разработке две копии. Одну изготавливает Никита Колесниченко. Её прототипом является самолёт «Каталина» – летающая лодка, американский самолёт, передававший помощь в СССР по ленд-лизу во время второй мировой войны. Он взлетал и садился на воду. Более современная модель – копия «Кри-кри». Изготавливается модель с помощью 3D-технологий. Детали выпилены на фрезерном станке ЧПУ.

- Кто их ваших учеников особенно порадовал своими достижениями?

- Сказать что-то хорошее можно о каждом из ребят, посещающих кружок. Регулярно радуют Егор Елагин, Андрей Козлов, Никита Колесниченко, Игорь Агапов, Алёна Алексеенко. Нельзя не вспомнить о достижениях ребят из Макеевки, занимающихся под руководством Виталия Морозова. Это Данил Матлахов, Данил Морозов, занявшие призовые места на соревнованиях в ростовской области. Думаю, что в дальнейшем мы сможем выйти на уровень чемпионатов России.

Ещё один руководитель кружка, где ребята учатся навыкам авиамоделизма, также связан с медициной. Виталий Васильевич Мате – хирург-онколог. В выходные он всегда в Детском Республиканском центре технического творчества, в окружении благодарных учеников. Когда-то и сам Виталий Мате посещал авиамодельный кружок в ДРЦТ.


Виталий Мате

- По образованию вы врач. Как совмещаете тяжёлый труд хирурга-онколога с преподаванием в авиамодельном кружке?

- Моё увлечение авиамоделизмом началось в раннем детстве. Тогда в кружок детей брали только с пятого-шестого класса, так как требовались необходимые теоретические знания в алгебре. Моим руководителем был Алексей Александрович Алексеенко, врач-хирург. Думаю, что пример этого человека, так самоотверженно служившего людям и боровшегося за каждую жизнь, сыграл свою роль в том, что в качестве основной профессии я выбрал медицину.

Авиамоделизм всегда оставался моим хобби. Я не бросал заниматься им не на день. После окончания школы в 2003 году я вёл кружок, но не здесь, а на другой базе.

Небольшой спад по соревнованиям пошёл с началом военных действий в Донбассе. Но сейчас авиамоделизм в Республике на высоком уровне. Нам мотивируют на все подвиги и достижения. На нас обратили внимание на государственном уровне. В развитие авиамодельного спорта вкладывают силы.

А что касается совмещения медицины и преподавания в авиамодельном кружке, то могу сказать, что человек успевает всё, либо не успевает ничего. Если желание чем-то заниматься присутствует, всегда найдутся и силы, и время. Трудно, но в эмоциональном плане очень полезно. После работы в медицине здесь я просто отдыхаю психологически.

- Когда к вам в кружок приводят ребят, вы всех берёте? Какого-то отбора не существует?

- Нет, никаких тестирований мы не проводим и принимаем всех желающих. Если ребёнок проявил интерес, мы даём ему шанс попробовать и проверить – будет ли ему интересно это дело. Иногда дети переходят от нас в кружок судомоделирования, иногда наоборот – из кружка судомоделистов дети переходят к нам. Главное – мотивация и любовь к тому, чем ты занимаешься.

- Расскажите о том, с чего начинают занятия самые маленькие?

- Здесь две группы. Для малышей у нас – начальное авиамоделирование, где идёт изучение элементарных основ аэродинамики, видом моделей. Строить начинают воздушных змеев и планеры. Потом можно приступать к изготовлению радиоуправляемых или комнатных моделей.

Комнатные модели весят около трёх грамм и летают на двигателе. Это очень зрелищно, хоть скорость полёта совсем небольшая. Но следить за передвижениями огромной прозрачной стрекозы невероятно интересно. Чтобы самолёт не бился о стены, его направляют шестом.

- А как летают планеры?

-Это свободно летающая модель. Ребята делают много подвидов планеров. Цель – закинуть планер на высоту и засечь время его планирования.

- Копии каких реальных моделей вы делали?

- ЯК-12, ЛА-5, ЛА-2. Перечислять можно долго. В основном, это модели, прототипы которых летали в первой половине 20-го века. Они самые красивые и хорошо летают.

- А можно ли сделать модель «Боинга» или современных военных истребителей?

- Возможно всё. Но у этих самолётов другие аэродинамические качества, которые в маленьких масштабах не дают хороших лётных характеристик. Размеры наших летающих моделей метр-полтора. Мы делаем их, но для экспозиций, в стендовом варианте.

- На каких соревнованиях уже выступали ваши дети и куда ещё планируете выезжать?

- У нас проводятся республиканские соревнования, между городами, между станциями юных техников. Наши сборные команды выезжают в Россию – в Ростовскую область, в Краснодарский край.

Ольга Стретта

Количество показов: 470


Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~Q5bcw
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *