Эпоха Лепешинской в экспозиции Донецкого художественного музея

Эпоха Лепешинской в экспозиции Донецкого художественного музея
6 Апреля 2018

Выставка, открывшаяся 5 апреля в Донецком республиканском художественном музее, привлекла внимание многих посетителей. Ведь тема прекрасного, тема балета, не чужда людям всех поколений, особенно, если речь идёт о такой всемирной знаменитости, как прима Большого театра Ольга Лепешинская.

«В её танце отразилась эпоха» - это и название выставки, и суть жизненного пути, суть того, чему Ольга Васильевна преданно служила долгие годы. Танец, изящество, филигранная техника, прыжок, превращавший легендарную танцовщицу в мотылька, порхавшего над сценой. По словам современников, прежде, чем приземлиться в руки партнёра по спектаклю, Ольга Лепешинская могла пролетать в прыжке до шести метров. Вошла в историю и её двойная «рыбка» — элемент, повторить который пока не получилось ни у одной из балерин.

Выставка, открывшаяся в Донецком художественном музее – это не просто экспозиция, иллюстрирующая жизненный путь легенды, это симбиоз сотрудничества с Государственным центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина, подарившим нашему музею почти сто экспонатов, касающихся Ольги Лепешинской – это и планшеты с фотографиями, и афиши, военных лет, и документы. Удачно дополнили экспозицию две картины из коллекции Донецкого художественного музея. Живописный портрет Ольги Лепешинской, написанный в 1938 году народным художником СССР Николаем Рамадиным, запечатлел то время, когда ещё совсем молодая балерина получила Сталинскую премию за вклад в искусство и это стало поводом для того, чтобы запечатлеть её на холсте в нежно-розовой пачке, вероятно из спектакля «Спящая красавица».

С портрета на посетителей выставки смотрит красивая девушка с волевым взглядом. Выражение её лица говорит о наличии сильного, целеустремлённого характера, о готовности служить искусству и совершать подвиги. В последствии Ольга Васильевна действительно совершила немало подвигов. Когда началась Великая Отечественная война, она уехала вместе с Большим театром, эвакуированным в Куйбышев, нынешнюю Самару. Но на месте не сидела. Регулярно великая балерина ездила по фронтам со специально подготовленными концертными программами. Современным служителям Терпсихоры сложно представить, как могла хрупкая женщина выходить в пуантах и лёгком балетном платье на импровизированную сцену в кузове обычного грузовика с откидными бортами. Ведь в те годы пуанты были рассчитаны на одно выступление, а на полу кузова, уж точно не было ни специального покрытия, ни линолеума, на которых привыкли танцевать наши современники. Что может показать балерина на столь ограниченном сценическом пространстве? Лепешинская могла. Она танцевала специально подготовленные для бойцов концертные номера, отрывки из спектаклей, адажио и никогда не жаловалась на холод или неудобства.

Ещё одной картиной из запасников Донецкого художественного музея, прекрасно вписавшейся в экспозицию выставки «А её танце отразилась эпоха» стало полотно одесского мастера, народного художника УССР Константина Ломыкина «Перед выступлением». Картина написана в 1958 году и передаёт ту неповторимую атмосферу суеты и волнения, царящую за кулисами перед каждым спектаклем, когда завершаются последние приготовления, танцовщицы наносят едва заметные штрихи, поправляя макияж. Кто-то из них проверяет насколько правильно и надёжно завязаны ленточки пуантов, кто-то разминает стопы, кто-то вспоминает движения, проверяя насколько надёжно выучена танцевальная партия.

Вошла в экспозицию и прекрасно вписалась в неё часть театрального реквизита, предоставленного музею «Донбасс Оперой» и школой хореографического мастерства Вадима Писарева – пуанты, веера, пачки, в которых выходили на сцену балерины нашего театра. За эти атрибуты балетных постановок музей выносит благодарность Донецкому академическому государственному театру оперы и балета им. Соловьяненко с генеральным директором Е. И. Денисенко во главе.

На открытие выставки пришли учащиеся школы хореографического мастерства Вадима Писарева и сам худрук «Донбасс Оперы». Ученицы первого и пятого классов показали концертные номера, вызвавшие у публики восхищение той непосредственностью и любовью к танцу, которые демонстрировали юные балерины. Для этих малышек, только начинающих свой путь в искусстве, скользкий паркет выставочного зала стал подобием кузова грузовика, на котором выступала Ольга Лепешинская. Только она уже тогда была звездой, а у учениц школы Писарева достижения в искусстве Терпсихоры ещё впереди.

Все. Кто пришёл на открытие выставки искренне пожелали девочкам покорить сцену не только «Донбасс Оперы», но и Большого театра. Трогательным стал момент, когда директор Донецкого художественного музея Надежда Анищенко вручила маленьким танцовщицам букеты цветов и репродукции портрета Ольга Лепешинской с пожеланиями успеха в творчестве.

Ольга Стретта

Количество показов: 139


Публикуем в Facebook актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~k2ZVm
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *