На сцене «Донбасс Оперы» восстановили «Маленькую торжественную мессу» Россини

На сцене «Донбасс Оперы» восстановили «Маленькую торжественную мессу» Россини
22 Января 2018

На сцене «Донбасс Оперы» состоялась необычная премьера. 19 января театр представил на суд ценителей классической музыки восстановленную «Маленькую торжественную мессу» Россини. С момента образования Донецкой Народной Республики это произведение прозвучало впервые.

Первая премьера этого популярного произведения Россини состоялась на донецкой сцене в 2012 году. Инициатором постановки стала художественный руководитель оперной труппы театра, заслуженная артистка России Людмила Шемчук. Прима лично привезла партитуру из Вены, где многие годы блистала на оперной сцене.

С началом боевых действий в Донбассе месса ушла из репертуара. Очередь до ее восстановления дошла  только сейчас. Для многих артистов хора, состав которого значительно обновился, эта работа стала новой и невероятной увлекательной. Трое из четверых солистов уже имели опыт исполнения этого произведения: партию сопрано пела заслуженная артистка Украины Татьяна Плеханова, меццо-сопрано – заслуженная артистка России Людмила Шемчук, баса – заслуженный артист Украины Юрий Алексейчук. А новичком в столь мощной компании мэтров стал молодой тенор Андрей Кривохата, уже успевший позитивно зарекомендовать себя среди постоянных зрителей «Донбасс Оперы», посещающих спектакли и концерты ради конкретных исполнителей.

Хор Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. Соловьяненко, как всегда, был на высоте, что является заслугой его бессменного хормейстера, народной артистки Украины Людмилы Стрельцовой, приближающей звучание к идеалу. Не вызвало вопросов и звучание симфонического оркестра под управлением дирижера Алексея Горобца.

Несмотря на формат и жанр «Маленькой торжественной мессы», постановочная группа не забыла, что презентует это произведение на сцене театра, поэтому и режиссер-постановщик Ирина Михайлова, и автор видеоряда Мирослав Бабуков постарались на славу, представив шедевр Росссини на фоне ярких визуальных эффектов.

Слушая это гениальное произведение нельзя было не обратиться к истории его создания самим автором. «Маленькая торжественная месса» была написана Джоакино Россини, когда он находился в преклонном возрасте. С момента завершения композитором оперной карьеры  минуло почти 35 лет. А после премьеры другого его крупного произведения духовной направленности «Stabat mater» - 20 лет. И вот, гения посещает прилив вдохновения и в 1863 году, находясь в Пасси, он пишет «Маленькую торжественную мессу», основанную на традиционном тексте католической церковной службы. Позже Россини добавил туда гимн «O salutaris hostia» на слова Фомы Аквинского.

Создавая собственную оригинальную версию, композитор рассчитывал на 12 исполнителей по числу апостолов – 8 хористов и 4 солиста, которые в свободное от своего соло время должны петь хоровые партии. На титульном листе партитуры Россини написал: «Боже милосердный, вот она и закончена, эта бедная маленькая месса. Благословенная ли у меня получилась музыка или про́клятая? Ты ведь знаешь, я рождён для оперы-буфф! Немного уменья, чуть-чуть души — всё тут. Будь же прославлен и ниспошли мне рай».

Первое исполнение «Маленькой торжественной мессы» состоялось 14 марта 1864 года в домашней часовне графов Пийе-Виль. Сам Россини на премьере не присутствовал, посетив только генеральную репетицию. Среди исполнителей были студенты Парижской консерватории, а среди зрителей известные французские композиторы Даниэль Обер, Джакомо Мейербер, Амбруаз Тома. Услышанное так впечатлило Джакомо Мейербера, что он даже написал воторженное письмо Россини, в котором были и такие слова: «Дай вам Бог дожить до ста лет, чтобы вы могли создать еще несколько подобных шедевров, и дал бы Он мне тоже прожить столько же, чтобы я мог восхититься этими новыми произведениями вашего бессмертного гения!».

Позитивно восприняли новинку и музыкальные критики тех лет. Например, Филиппо Филиппи написал в своем отзыве: «Россини превзошёл самого себя. Фуга достойна Баха по своей изощрённости». Но власти Франции смутило то, что в произведении Россини были партии для женщин. В то время, в католицизме действовал запрет на пение женщин в церкви, поэтому Наполеон III решил, что «Маленькая торжественная месса» не подходит для литургических целей.

Уже после смерти Россини, 28 февраля 1869 года,  была исполнена оркестровая версия этого произведения, приуроченная к его дню рождения. Поклонник творчества гения, импресарио Морис Стракош приобрел у вдовы композитора права на исполнение мессы и организовал целое турне по европейским городам.

С тех пор и по сей день «Маленькая торжественная месса» остается украшение лучших концертных площадок во всех странах мира. И радует, что звучит она и со сцены «Донбасс Оперы». Произведение невероятно светлое, радостное, ставшее образом вселенской молитвы человека к Богу о прощении и защите.

Музыканты, артисты хора и солисты «Донбасс Оперы» подарили зрителям волшебный вечер, показав насколько универсален язык лучших творений классиков мировой музыкальной сокровищницы.

Ольга Стретта



Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: /~e6U0e
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: