«Олеся» - печальная повесть о настоящей любви

«Олеся» - печальная повесть о настоящей любви
6 Февраля 2018

Отправляясь на спектакли, идущие на малой сцене Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра им. М.М. Бровуна, зрители всегда готовы к сюрпризам и знают, что переступая порог зала, они могут оказаться где угодно. И в русском селе 19-го века, и в респектабельных апартаментах фешенебельного отеля, и в больничной палате, и даже за кулисами цирка. Те, кто купил билеты на премьеру «Олеси» по одному из первых больших произведений русского классика Александра Куприна, конечно не раз читали его и знали, о чем пойдет речь в сюжете. Но предположить, что окажутся в антураже Полесских болот не могли даже самые смелые. Работа художника-постановщика Юлии Остапенко, первое, что видели зрители, посетившие премьеру, оказалась более, чем  впечатляющей. В полутемном зале витала загадочная атмосфера. Казалось, что ощущался даже аромат, присущиё болотистой местности – смесь терпкого запаха тины и лесных трав. А те, кто сидел на первом ряду, даже ловили себя на мысли: «Как бы не замочить ноги…»

 

Спектакль обещал быть душевным, с тонкой лирической линией, с глубокими, многогранными образами, что свойственно стилю режиссера-постановщика Анны Цыбань. Ожидался даже тонкий юмор, обязательно применяемый Анной даже при работе с классикой. В «Олесе» нашелся лишь один такой эпизод – сцена общения главного героя, молодого барина Ивана Тимофеевича, роль которого сыграл Давид Чаргазия, и урядника в бесподобном исполнении ветерана донецкой сцены, заслуженного артиста Украины Василия Гладнева.

В остальном, это произведение – глубоко лирично и драматично. Сюжет, в основе которого любовь, вспыхнувшая между аристократом и молодой колдуньей Олесей , заставляет смотреть спектакль, затаив дыхание, глубоко сопереживая героям.

Перед премьерным спектаклем артистов поздравила генеральный директор-художественный руководитель театра Наталья Волкова:

Еще Марк Матвеевич Бровун говорил: «Актер растет на новых ролях». Сегодня, в день премьеры,  я вновь вспоминаю его слова, и с полной уверенностью могу сказать: в нашем театре растет достойная смена. Мы воспитали молодых и талантливых актеров, и нам есть чем гордиться. Постановка классики – это всегда серьезный и ответственный шаг как для руководства театра, так и для актерской труппы. Мы не можем понизить собственную достаточно высокую планку.  Поэтому вдвойне приятно осознавать, что наши молодые артисты очень ответственно отнеслись к оказанному им доверию: они репетировали без выходных, старательно прислушивались ко мнению старших коллег, старались использовать по максимуму накопленные знания. Нашим ребятам повезло: они работали на одной сцене вместе с мастерами. Наверное, и потому тоже у них всё получилось. Поверьте: далеко не каждый театр может похвастаться таким уровнем подготовки молодежи.  Хочу отметить также, что «Олеся» - это одно из моих любимейших произведений Александра Куприна. И в наши дни оно актуально как никогда: нашему театру крайне важно показать современной молодежи, которая живет в мире, утратившем истинную природу чувств и красоту взаимоотношений, всю глубину и необходимость настоящей любви в жизни каждого человека.

В истинности каждого слова зрители убедились, как только погас свет и началось завораживающее действо, сопровождавшееся  саунд-треком, написанным заслуженным деятелем искусств, композитором Евгением Кулаковым. Главные герои в исполнении Давида Чаргазия, перевоплотившегося в Ивана Тимофеевича, и Александры Арнаутовой в образе Олеси, не играли, а жили, испытывая в течении полутора часов, которые длится спектакль, настоящие чувства, переживая радость и боль.


Для Александры роль Олеси – четвертая работа в театре. Молодая актриса, несмотря на небольшой опыт, обладает яркой харизмой и умеет так вжиться в образ героини, что зал невольно начинает ей сопереживать. Её Олеся – дитя природы и этим напоминает известную многим поклонникам классики сказочную Мавку из «Лесной песни». Но в отличии от дочери лесного царя, молодая колдунья, вынужденная прятаться от людей в глубине полесских болот, девушка с крепким внутренним стержнем и умеет реально смотреть на вещи. При всей своей лиричности и внешней хрупкости Олеся становится тем человеком, который поддерживает в трудных ситуациях и любимого, и престарелую бабушку. Замечательно и то, что при работе над ролью, актриса сделала ставку не на внешнюю привлекательность Олеси, а на красоту ее внутреннего мира.


Давид Чаргазия, сыгравший молодого барина Ивана Тимофеевича, приехавшего на охоту в отдалённое село Полесья, тоже успел стать популярным среди донецких зрителей после нескольких запоминающихся ролей на разных площадках муздрамы. При общении с прессой давид рассказал, что роль Ивана Тимофеевича стала для него сложной потому, что классика требует играть настоящие чувства и на сцене необходимо искренне переживать настоящую любовь. Судя по результату, темпераментный и многоплановый молодой актер справился с задачей. Его Иван Тимофеевич прошел путь от обыкновенного интереса до настоящего чувства, способного преодолевать любые преграды. В начале, он видит в Олесе лишь экзотику. Для него эта девушка интересна своей необычностью, своими целительскими способностями. Только с течением времени он видит не только внешнюю, но и внутреннюю красоту молодой колдуньи. Она становится неотъемлемой частью его жизни, без которой он не мыслит существования.

Роль старой колдуньи Мануйлихи, бабушки Олеси, досталась мастеру сцены, актрисе Валентине Саврасовой, создавшей за годы работы в донецкой муздраме череду незабываемых образов самых разных героинь. В «Олесе» она играла не злодейку и даже не отверженную людьми женщину, напрасно обвиненную во всех бедах, происходивших а селе, а любящую бабушку, готовую на всё, чтобы защитить внучку от любого зла. Удивительно чертой Мануйлихи стало то, что претерпев много зла от людей, она не обозлилась на них. Вынужденная прятаться от всех на болоте, пожилая женщина испытывает страх за своё дитя, за себя, но только не желание отомстить или наказать своих обидчиков. Даже  после избиения Олеси сельчанами она думает только о том, как побыстрее уехать из этих мест, чтобы все беды люди не начли списывать на колдовство.


Забавными персонажами в спектакле стали Ярмола (Андрей Болдарев) и урядник (заслуженный артист Василий Гладнев). У В.Гладнева роль эпизодическая, но настолько яркая, что эта сцена становится единственной в спектакле вызывающей смех. Хоть жадный персонаж, требующий взяток везде, где только можно, не совсем комичен, если задуматься глубже о сути этого явления. Тем не менее этот эпизод позволяет зрителям пережить эмоциональную разгрузку и осознать, что смех – оружие, убивающее не хуже пистолета. Ярмола - житель села, куда приезжает главный герой, по сути простой человек, иллюстрирующий свою эпоху. Он безграмотен, полон суеверий и предрассудков. Как не печально, но все эти недостатки сохранили и многие наши современники, ищущие сайты сегодняшних колдунов в мировой сети и готовые выкладывать солидные суммы, чтобы «навести порчу» на соперницу или отучить мужа от пьянства при помощи «настойки из лягушачьих лап и мухоморов». При этом Ярмола, по сути, человек не плохой – доброжелательный, простодушный, готовый придти на помощь.

Продолжена в «Олесе» и такая позитивная тенденция театра, как использование в своих спектаклях воспитанников школы-студии «Перспектива». Роль без слов досталась маленькой Кате Парыгиной в этой постановке. Но ее героиня, выходящая на сцену в самых эмоциональных моментах стала настоящим украшением всего сценического действа.

В финале, аплодируя актерам, я невольно вспоминала слова, сказанные режиссером-постановщиком этого спектакля Анной Цыбань:

Русская классика – это наши корни, это наша база, это основа всего. Мы рады, что у нас есть возможность на небольшом сценическом пространстве, близко-близко, поговорить со зрителем о самом важном и попытаться ответить на вопрос: «Что же такое любовь?».


По реакции зрителей было видно, что каждый получил этот ответ в своей, только ему понятной и доступной формулировке. И объединяло их очень важное открытие – настоящие чувства есть, они не умерли с появлением технических приспособлений и гаджетов. А ради настоящей любви стоит жить на свете и даже приносить жертвы, ведь она – та сила, которая движет всем происходящим во вселенной.

Ольга Стретта



Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~UH6ba
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *