Образование в ДНР: по какому пути пойти?

Образование в ДНР: по какому пути пойти?
8 Ноября 2017

Донецкая Народная Республика заявила о начале процесса всесторонней интеграции с Российской Федерацией. А готовы ли мы к многоуровневой социально-экономической интеграции с Россией и Евразийским Союзом, разбирался обозреватель «Делового Донбасса» Александр Панарин.

Одно из важнейших направлений проводимых реформ в Республике – гармонизация со стандартами РФ законодательства в сфере образования и подготовки кадров. А кадры, как известно, решают все. Когда мы говорим об экономической интеграции, то важнейшим звеном в этом процессе является интеграция рынков труда с приведением к единому знаменателю профессиональных квалификаций, к общим правилам управления развитием трудовых ресурсов и профессиональной подготовки в том числе.

Недавно в редакцию «Делового Донбасса» пришёл Артур Салахов, с которым мы и попытались разобраться в этой проблеме.

 

Артур Салахов 

Справка «ДД»: Салахов Артур Асхатович – выпускник Казанского государственного финансово-экономического института, доктор экономики, эксперт Экспертного совета при Правительстве РФ, эксперт Экспертной лиги управляющих РФ, эксперт Национальной системы компетенций и квалификаций, действительный член Экспертной лиги управляющих ( г. Москва), действительный член Европейской лиги управляющих (г.Брюссель, Европейский экономический комитет), сертифицированный эксперт Системы добровольной сертификации управляющих (г. Москва), член Национального союза кадровиков РФ.

Несколько лет работал в различных компаниях Западной Европы и Ближнего Востока. С января 2015 года живёт и работает в ДНР, принимал участие в боевых действиях в артиллерийских войсках ДНР. Является разработчиком проекта Закона «О профессиях и квалификациях ДНР» и концепции Национальной системы квалификаций и компетенций ДНР.

Наследие Советского Союза

В наш бурный век все меняется очень быстро: технологии, профессиональные компетенции, требования работодателей к уровню компетентности специалистов. Это в советской экономике всё было стабильно, планово и индустриально. Когда на 25 лет вперед все знали, что профессия не поменяется. В качестве примера вспомним линии «АвтоВАЗа» - гордости советского автопрома. Они были запущены в 1969 году прошлого века, а поменялись лет пять тому назад. Они работали 40 лет, а специалистов, которые их обслуживали, готовили по программам еще 60-х годов. За это время запад и восток ушли далеко вперед.

«У нас вирусом «АвтоВАЗа» была заражена вся страна и вся система профессионального образования, «заточенная» под индустриальную экономику, в которой не было особой спешки в изменении профессиональных стандартов, - считает Артур Салахов. - Советское профессиональное образование считалось отличным, но это мы сами себе говорили. Я что-то не слышал от японцев, которые говорили бы, что в СССР самое лучшее образование в мире. Я не слышал это от американцев, я не слышал это от немцев. У них было своё профессиональное образование, и они его изменили быстрее, чем мы, и они производят машины лучшие, чем мы. Холодильники лучше, чем у нас, телевизоры лучше, чем у нас.

Китай в 1985 году был по уровню экономического развития ниже СССР. Что, у них было плохое образование? У них было свое образование, и оно после определенных преобразований позволило им сделать рывок и вырваться вперед. Мне кажется, что утверждение «советское образование – лучшее в мире» - уже не соответствует действительности».

Мы живём в быстро меняющемся мире

Прогресс остановить невозможно. В древности крестьянин ходил за сохой, потом появился плуг, но требования к его профессиональным навыкам особо не менялись.

С появлением трактора ситуация поменялась и пришлось крестьянину сесть за парту. Появился тракторист. После прихода на поля широкой линейки сельскохозяйственной техники – снова за парту. Так появился механизатор широкого профиля. Возникает другая профессия, но с той же конкретной задачей – производить сельхозпродукцию.

Сейчас много пишут о том, что когда у нас появится робототехника и инновационные технологии, высвободится значительное количество рабочей силы, вырастет безработица. Но это не так. По мнению экспертов все выше упомянутое увеличит количество рабочих. Но они уже будут не производителями, а обслугой. Производить продукцию будут машины, но появится много новых профессий, ведь всю эту технику нужно будет программировать, настраивать обслуживать. По большому счету, речь идет о технологическом прорыве Российской федерации в ближайшие 15 лет.

— Если мы не решим в эти сроки проблему инновационного развития страны, то через 15 лет потеряем независимость, считает Артур Салахов.

Надо быть готовым к тому, что многим в жизни придётся менять виды деятельности несколько раз. В прошлое уйдет понятие «профессия» и возникнет новое понятие «пучок компетенций»: умение видеть и объединять в целое различные профили компетентности.

Диплом будет не нужен?

Мы поставили в конце предложения вопрос, но Артур Салахов убежден, что уже в недалеком будущем в России будет именно так.

Базовые компетенции, конечно же, надо давать в учебных заведениях. Любой человек, грубо говоря, должен знать, что молоток нужен для того, чтобы забивать гвозди. Но это умение. А вот навык – другая ступень: один может сделать это с десяти ударов, дугой - с пяти, а третий с маху забьет, не попав по пальцам. Квалификация. Это уже навыки, это уже другой уровень.

Есть базовые компетенции, которые нужны человеку с высшим образованием, которые отличают его высшее образование от среднего. Выпускник ВУЗа, по сути своей, должен стать креативным человеком, иметь гибкое мышление и быстро осваивать другие профессии.

Наш собеседник говорит, что надо в корне менять представление об образовании. Мы учим детей запоминать накопленные человечеством знания. А как научить человека творчески мыслить? Мыслить совершенно по-другому и быть творческим проектантом своей жизни. Проектировать свою жизнь, проектировать всё через проектное управление, привлекая людей, создавая команды и работая в выбранном направлении.

Сейчас в России идёт успешное строительство Национальной системы квалификаций (НСК) – системы норм, правил, договорённостей, решений, взаимодействия общества, государства, работодателей, различных видов и форм профессионального образования с целью построения и развития рынка квалифицированных профессионалов в условиях инновационной экономики.

С выходом в январе 2017 года «Закона о независимой оценке квалификаций», диплом любого учебного заведения становится лишь документом, подтверждающим только факт вашего обучения, но не квалификацию, которую присваивают после прохождения профессионального экзамена на соответствие требованиям работодателя. Процедура эта проходит за пределами учебного заведения в независимых центрах оценки и сертификации квалификаций. Так вот, для успешного прохождения такого экзамена необходимо, как минимум, пройти обучение по программе, основанной на техническом задании профессионального сообщества, называемом профессиональным стандартом.

Сегодня российский работодатель не смотрит на происхождение диплома, уделяя внимание больше реальным знаниям и умениям, то есть фактической компетентности работника.

Министерство труда и социальное политики курирует в России Национальную систему квалификаций. Все профессиональные сообщества РФ объединены в Национальном совете по квалификациям при Президенте России, а рабочим методическим органом НСК является Национальное агентство развития квалификаций.

Теория произрастёт из практики

Если завтра предприятии промышленности ДНР войдут в кооперацию с Российской федерацией, мы обязаны привести в соответствие уровни квалификации наших специалистов с российскими, хотим мы этого или не хотим. Требования к нашим специалистам будут однозначные: А ваши специалисты сертифицированы? Они по уровню квалификации подходят? Они смогут делать то, что мы вам закажем? Смогут они это делать качественно?

Главный элемент создаваемой в России системы - оценивает не тот, кто учит, а тот, кто берет на работу, что в принципе намного объективнее.

Там считают неправильным, когда ВУЗ ставит оценки сам себе. Он оценивает знания студента, которые дал ему преподаватель. Но сам-то преподаватель, насколько он компетентен?

Возникает закономерный вопрос: был ли он вообще на производстве когда-нибудь, если он окончил институт, пошел на кафедру. Зачастую преподаватели большинства ВУЗов не выходили из этого «инкубатора ученых» и пользуются прошлым багажом знаний. Подавляющее большинство преподавательского состава никогда не были на производстве и никогда не занимались конкретикой, будь то производство или рынок ценных бумаг. Зачастую они никогда не сталкивались в реальной жизни с тем вопросом, который преподают.

Как рассказал наш собеседник, преодолению этих негативных тенденций в России способствовало внедрение национальных систем компетенций и квалификаций, которое было начато в 2011 году.

Обозначим кратко основные элементы НСК:

Профессиональная стандартизация, как система технических заданий носителям учебных программ на подготовку актуальных кадров здесь и сейчас.

Профессиональная аккредитация только тех учебных программ, которые отражают только актуальные требования к профессиям, компетенциям и квалификациям.

Независимая от государства и образования система профессиональной оценки и сертификации квалификаций, когда оценку компетентности профессионала проводят не те, кто учил, а те, кто принимают в профессию. При этом у работников возникает право защиты своей квалификации, не получая специального профессионального образования в формальной системе.

Альтернатива традиционным ВУЗам

Многие слышали о проекте «Сколково», где лучшие умы России пытаются развивать инновационные технологии. И мало кто знает о проекте инноваций в сфере образования.

В 2012 году по инициативе правительства Татарстана неподалёку от Казани началось строительство нового городка Иннополис. Спустя три года — это самый молодой город страны, который должен стать центром российской IT-индустрии. В него уже инвестировано более 20 миллиардов рублей из федерального бюджета.

Мастер-план разработала сингапурская компания «RSP Architects» под руководством главного архитектора Сингапура Лиу Тай Кера. По проекту, в будущем население Иннополиса должно составить 155 тысяч человек (из них 60 тысяч — высококвалифицированные сотрудники). Средний возраст будущих жителей — 27 лет.

Университет — главное и пока самое живое место в Иннополисе. Учебное заведение существует уже три года, а в этом сентябре студенты впервые пришли на занятия в новое здание вуза. Это многоэтажное пространство, к которому примыкают четыре корпуса общежития. Из кампуса можно попасть на занятия, не выходя на улицу. Сейчас в университете учатся более 350 человек — половина населения города.

Здесь нет вступительных экзаменов, но есть конкурс идей и проектов. Абитуриенты пишут свои идеи, программы, которые хотят претворить в жизнь. Студенты объединяются в команды, выбирают лидера и начинают реализовывать предложенный проект. По сути, всё их обучение – это коммерческий проект. Идея такая: если кто-то в процессе обучения реализует свой проект, он его потом коммерциализирует для продажи на рынке технологий.

На рынке труда все решает конкуренция

В Донецкой республике, по мнению Артура Салахова, среди чиновников профильных министерств нет понимания важности формирования современного рынка трудовых ресурсов. Есть указ Главы ДНР Александра Захарченко о признании всех стандартов Российской федерации на территории ДНР. Он вышел еще 22 ноября 2016 года. Есть чёткая тенденция интеграции с РФ. Но этого мало. Без приведения в соответствие квалификаций на рынке труда интеграции с РФ не получится. Что может произойти? Когда границы откроются, сюда придёт российский инвестор и наши трудовые ресурсы окажутся неконкурентоспособными с трудовыми ресурсами, которые будут здесь востребованы. И они придут из России.

Где же выход. И тут мы снова возвращаемся к теме необходимости менять устаревшие программы обучения. Как считает наш собеседник, нужно разрабатывать профессиональный стандарт преподавателя профессиональной деятельности и стандарт преподавателя профессионального образования. То есть преподаватель профессионального образования – это профессиональный преподаватель, имеющий компетенции в профессии. А преподаватель профессиональной деятельности – это производственный мастер, получивший дополнительные компетенции преподавателя. Чтобы была увязка между производством и учебным заведением. Такая же проблема и в высшем образовании. Вспомните, когда мы пришли в рынок в 1991 году, не было банкиров, не было брокеров, но они откуда-то появились. Так и сейчас, уже есть большое количество преподавателей, которые действительно видят, что нужно делать и как. А сдерживает их только административная система управления, не позволяющая творческим педагогам предлагать собственные программы обучения. Образование – это тоже услуга, за нее платят. Не важно, государство или вы сами. Чем раньше мы это поймем, тем быстрее пойдет процесс интеграции с Россией, о котором мы уже заявили.

А что для этого необходимо, Артур Салахов изложил в разработанных им проекте Закона «О профессиях и квалификациях ДНР» и концепции «Национальной системы квалификаций и компетенций ДНР».

Кто-то скажет, что у нас идет война. Но любая война является следствием провалившейся экономической политики государства. Все войны заканчиваются и остаются люди, которым будет нужна работа, образование, заработная плата и уверенность в завтрашнем дне. Именно эти люди и будут поднимать экономику нового государства, опираясь на собственные силы, полученные знания, умения, навыки, компетенции и квалификацию. Стоит ли ждать окончания войны или пора начинать строить будущее уже сейчас?

 

Александр Панарин, обозреватель «Делового Донбасса»


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~fSnRw
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *