Кто мешает реформам в профессиональном образовании?

Кто мешает реформам в профессиональном образовании?
19 Июня 2018

Кто мешает реформам в профессиональном образовании?

Я бы смог ответить просто и конкретно, не философствуя излишне. И ответ прост – тот, кто этим образованием управляет.

Но мы пойдём по доказательной базе и не дадим конторским бюрократам шанса на алиби или оправдание.

И так, когда в 2011 году в России серьёзно взялись за реформу профессионального образования и приступили к разработке Дорожной Карты Национальной системы квалификаций РФ, был проведён глубокий и всесторонний анализ причин падения качества профессионального образования в 90-х прошедшего века и в самом начале текущего. В процессе сбора информации, детального изучения и анализа были задействованы силы, профессиональные и творческие способности большой массы людей по всей России из числа экспертов рынка труда и профессиональных квалификаций, сотрудников научных и аналитических центров. По разным оценкам «Агентство стратегических инициатив при Президенте РФ» смогло объединить на единой исследовательской платформе около 1,5 млн. человек, что помогло группе из 250 профессиональных экспертов Национальной системы квалификаций выделить и сформулировать пять основных факторов:

1.           Оторванность образования от работодателя. Отсутствие инструментов влияния на содержание учебных программ.

2.            Тотальная и костная административно – бюрократическая система контроля и ручного управления образованием, не способная к инновационному обновлению. Вмешательство бюрократического аппарата управления формальным профессиональным образованием в процессе формирования учебных программ. Монопольное осуществление разрешительных (лицензирование, аккредитация) и надзорных функций над деятельностью учебных заведений профессионального образования.


3.            Быстрое устаревание государственных образовательных стандартов в силу отсутствия эффективного инструмента быстрого обновления их содержания. От начала разработки до момента утверждения и внедрения проходит до 8 лет.



4.            Субъективная оценочно – зачётная система, зависимая от самой системы образования, не отражает реального качества выпускников. Государственная монополия системы формального профессионального образования на право присвоения профессиональных квалификаций на рынке труда. Отсутствие независимой от образования системы оценки качества профессионалов и сертификации профессиональных квалификаций и компетенций.



5.           Поколенческий консерватизм преподавателей, ведущий к воспроизводству старых технологий обучения.   Отсутствие   преподавателей профессионального образования,   имеющих современную профессионально-педагогическую подготовку, способных читать профессиональные стандарты, прививать квалификацию и передавать компетенции.

Именно эти причины и обусловили направление главного удара Национальной системы квалификаций, как системы договорённостей между человеком, работодателями, государством, обществом и сферой образования относительно будущей конфигурации рынка труда, перестраивающейся в более высокую инновационную форму – рынок квалифицированных профессионалов.

На рынке труда заказчик – работодатель. Если сфера образования, являясь подрядчиком на рынке труда, не способна сама перестроиться, то необходимо менять условия её существования и жизнедеятельности. Национальная система квалификаций и представляет из себя синергию новых условий, которые базируются на следующих базовых принципах:

1. Учить так, как это определяет техническое задание – тот самый недостающий инструмент влияния на содержание учебных программ, каким являются профессиональные стандарты, разработанные профессиональными сообществами и работодателями.

2. Контроль качества образовательных программ через проверку (аккредитацию) у авторов технического задания, то есть у профессиональных сообществ и работодателей.

3. Оценка качества выпускников (и новых, и переподготовленных) не теми, кто обучал, а непосредственно заказчиком - автором технического задания (проф. стандарта), то есть снова профессиональными сообществами и работодателями.

4. Скорость разработки новых программ, успевающих меняться так же быстро, как меняются технологии, профессиональные компетенции и, в конце концов, само содержание профессий.

Всё под контроль рынка труда, работодателей и профессиональных сообществ, а в условиях инновационных преобразований постиндустриальной экономики последний принцип не уступает по значимости первым трём, так как устаревшая программа равна отсутствию таковой.

Вполне очевидно, что сфера профессионального образования должна быть освобождена от тормозов в виде административно – командной системы управления, каким является Министерство образования и науки со своими инертными функциями разрешительно-запретительного и надзорного характера.

В Российской Федерации постепенно, шаг за шагом освобождение идёт. Достаточно вспомнить о создании целого института профессиональных стандартов и обязательности их применения на предприятиях; о Федеральном Законе «О независимой оценке квалификаций», дающего право на признание не только государственного, но и самостоятельного образования человека; о введении практики предварительной аккредитации учебных программ у профессиональных сообществ; о центрах по оценке квалификаций, создающихся по всей стране и независимых от образования. Одно из знаковых достижений Национальной системы квалификаций заключается в том, что отныне чиновники от образования уже не являются безоговорочными монополистами на рынке управления образованием и теряют свои позиции день за днём. И это даёт свои результаты…

Сфера профессионального образования становится более разно и многообразной, свободной от санкционированного вмешательства администраторов, открытой и доступной с материальной точки зрения. Но главное – оно становится востребованной на рынке труда… Постепенно, но направление правильное.

Много ли времени прошло с момента начала строительства Национальной системы квалификаций в России? Ответ - шесть лет!

Много ли нужно времени, что бы выстроить аналогичную систему в Новороссии? Ответ - один год!

Почему так быстро? Ответ – нам не надо строить, нам надо просто встроиться и уже без тех затрат, которые были понесены в России.

Нужно ли это нам? Ответ – ОБЯЗАТЕЛЬНО И БЕЗОГОВОРОЧНО, если мы действительно идём в Россию!

Что для этого необходимо? Ответ – политическая воля руководства Республики!

Ответ на последний вопрос родился не сразу, а последовал из трёхлетнего опыта достучаться до наших законодателей и чиновников всех уровней и направлений. Проект и концепция Национальной системы квалификаций ДНР был разработан ещё в мае 2015 года. Прошло три года и никаких движений!

И последняя ремарка… Национальная система квалификаций Российской Федерации получила старт Указом Президента РФ В.В. Путина и развивается непосредственно под координацией Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и крупнейшего объединения работодателей – Российского Союза Промышленников и Предпринимателей.


А. А. Салахов. Эксперт Экспертного Совета при Правительстве РФ, эксперт Национальной системы квалификаций, доктор экономики (DBA)

Донецк. 06.06.2018 года


Количество показов: 601


Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~DhdWo
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *