Россия ускоренными темпами создаёт рынок труда по новым стандартам. А как в ДНР?

Россия ускоренными темпами создаёт рынок труда по новым стандартам. А как в ДНР?
14 Декабря 2017

Портал «Деловой Донбасс» уже неоднократно обращался к теме необходимости формирования обновлённого рынка труда Донецкой Народной Республики. Очередным подтверждением её актуальности не только для нашего государство, но и для соседней России, о курсе на всестороннюю интеграцию с которой было заявлено на самом высоком уровне, стало проведение в Москве 3-го Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России».

Сегодняшний гость «Делового Донбасса» - участник этого события – Артур Салахов.


Салахов Артур Асхатович

Справка «ДД»: Салахов Артур Асхатович – советник генерального директора ЗАО «Внешторгсервис» (ДНР), эксперт Экспертного совета при правительстве Российской Федерации, эксперт Национальной системы квалификаций РФ, Доктор экономики.

Цели ясны, задачи определены…

— Артур Асхатович, недавно в Москве завершился Третий Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». Чему он был посвящён и какие цели ставили перед собой его организаторы?

— Это было уже третье мероприятие подобного уровня. В работе форума, организованного Национальным агентством развития квалификаций под эгидой Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, приняли участие около одной тысячи человек, в том числе представители 60 российских регионов, зарубежных стран - ФРГ, Китая, Таиланда, а также Международной организации труда.

На пленарном заседании, которое вёл Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, выступили заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, представители образовательных организаций, профсоюзов, объединений работодателей.

Приветствие форуму направил Президент России Владимир Путин. Глава государства, в частности, отметил, что создание независимой оценки квалификаций, совершенствование профессиональных и образовательных стандартов в соответствии с передовыми технологиями служат основой формирования конкурентоспособного кадрового ресурса, отвечающего требованиям современной экономики. В связи с этим Владимир Путин подчеркнул важность проводимой Национальным советом по профессиональным квалификациям экспертизы профессиональных и образовательных стандартов и пожелал участникам форума успешной работы.

Это было своеобразное отчётное мероприятие за год. Дело в том, что на Втором форуме в 2016 году ставилась задача ускорения выполнения пунктов дорожной карты внедрения Национальной системы квалификаций. Результатом проделанной работы явилось то, что закон «О независимой оценке квалификаций в Российской Федерации» появился не в 2018 году, как планировалось ранее, а уже в январе 2017 года он вступил в силу.

Выступая на пленарном заседании, Ольга Голодец отметила, что в последние годы благодаря Национальной системе квалификаций произошли серьёзные институциональные изменения. Главным достижением стала глубокая вовлеченность работодателей в разработку квалификаций. Качественные изменения подходов к формированию требований к профессиям – важный итог прошедшего периода. Утверждено 1087 стандартов, более 1100 квалификаций, и это прорыв. Работодателям и работникам стало понятно, что такое профессиональные стандарты, налажена система их актуализации».

Формирование независимой оценки квалификаций создаёт новые возможности для системы образования, рынка труда и для каждого работника. Любой человек может подтвердить свою квалификацию вне зависимости от того, где он её получил. На сегодняшний день в России действуют 156 центров независимой оценки квалификаций. Это не так много, но уже и немало.

Иностранный опыт родом из России

— Иными словами, определённый опыт россиянами уже наработан и речь идёт о его повсеместном распространении?

— Действительно, на одном из заседаний мы рассматривали международный и российский опыт развития систем квалификаций. В основном разговор шёл о нашем опыте, определённое внимание было уделено и международному. Говорили об опыте Германии, стран АСЕАН, что можно полезного позаимствовать у них.

Хотя, по большому счету, им тоже есть чему поучится у нас. В частности, сейчас в мире широко обсуждается дуальная система профессиональной подготовки рабочих кадров (практико-ориентированная подготовка специалистов рабочих профессий). Так вот, кто бы ни говорил, что она немецкая, на самом деле это – ещё советская система фабрично-заводского образования (ФЗО), которая применялась у нас в послевоенные годы. Когда нужно было в экстренном порядке переводить экономику на мирные рельсы, молодёжь пошла в ФЗО. Днём они работали на фабрике или заводе, а вечером учились здесь же. Потом этот метод обучения «экспортировали» в ГДР, а после объединения двух Германий, и - в ФРГ. Позже его окрестили новым термином «дуальное обучение» и начали пропагандировать в Европе под видом немецкого «ноу-хау». Теперь кое-кто даже пропагандирует его и у нас. Вот такие метаморфозы: возвращение ФЗО на родину в красивой упаковке с клеймом «MadeinGermany».

Что характерно, в отличие от прошлых лет, было мало сетований на невнимание государства к реформированию системы профессионального образования. Видимо, уже устали. Наступило время практиков. Выступающие больше говорили о таком векторе, как полномасштабное развитие корпоративного профессионального образования. То есть, о создании крупных корпоративных университетов, приближенных к производству. Причём, речь уже идёт о таких образовательных центрах, которые бы охватывали весь образовательный цикл человека – от детского сада до продолжения профессионального образования в течение всей жизни.

О коренном переломе в сознании и действиях представителей власти свидетельствуют и выступления на форуме чиновников самого высокого ранга. Так, в частности, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин заявил: «За последние пять лет совместными усилиями мы сделали неожиданный для нас рывок, сформировав новые институты. Нужно было добиться, чтобы подходы и требования к квалификациям работников формировали не чиновники, а представители профессионального сообщества, в том числе профсоюзы».

Местный колорит

— А как, на ваш взгляд. выглядит сегодня система профессиональной подготовки в Донецкой Народной Республике?

— На мой взгляд, мы далеко отстали от России. У нас до сих пор, в соответствии с законом ДНР «Об образовании», предприятия не имеют права без получения лицензии министерства образования обучать рабочих на своих же рабочих местах. В России получение такой лицензии не требуется, разрешение оформляется, фактически, явочным порядком по уведомлению самого предприятия. Требования к таким учебным заведениям чисто формальные: наличие подходящего помещения, минимальная учебная база и преподавательский состав.

В ДНР мы могли бы сесть в этот «паровоз реформ» ещё в 2015 году и вместе с россиянами участвовать в разработке профессиональных стандартов, создавать модульные учебные программы, которые позволят готовить специалистов для реальной экономики по-новому.

Слава Богу, дело сдвинулось с мёртвой точки. Появилась корпорация «Внешторгсервис», где увидели местные проблемы: не хватает высококвалифицированных кадров для реального сектора экономики и готовить их негде.

Мы обратились с письмом в наше министерство образования. В котором попросили подсказать, где можно подготовить рабочих по 36 профессиям (список был приложен) для возрождающейся металлургии ДНР. В ответ получили перечень всех учебных заведений Республики с указанием профессий, но нужных для металлургической отрасли в нем нет.

Тогда мы предложили готовить кадры для себя на своей производственной базе. Последовал категорический отказ: без лицензии запрещено!

Попытались получить лицензию, но прошло уже девять месяцев, а вопрос так и не решён. Бюрократическая переписка продолжается.

Но, я оптимист, рано или поздно новое и прогрессивное пробьёт себе дорогу. Хотелось бы, чтобы раньше.

Где брать кадры для фундаментальной науки?

— Хорошо. Это все – кадровая политика в производственной сфере. А как выстроить подобную систему для подготовки кадров в науке, особенно, фундаментальной?

— Скажите мне: что в России возникло раньше министерство образования или Академия наук? Так вот, в России вначале М.В. Ломоносовым была создана Академия наук, а уже потом возникла бюрократическая структура, подмявшая её под себя, и до сих пор управляет Академией, - Министерство образования и науки. Мне кажется, что Академию следовало бы вывести из структуры Минобразования в некое самостоятельное подразделение, которое бы и занималось не только научными исследованиями, но и формированием рынка научного труда.

По сути, наука – это тоже рынок труда. Специалисты, работающие в науке – это тоже рынок труда. Можно разработать стандарты подготовки молодого учёного и по заказу готовить их в профильных ВУЗах.

Кстати, на пленарном заседании форума выступили члены Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям - ректоры ведущих российских вузов. Ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий отметил важность работы по созданию Национальной системы квалификаций. По его мнению, не стоит разделять научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность – преподаватель вуза одновременно является учёным. Он предложил разработать единую «рамку» квалификаций для учёных, включив туда научно-исследовательскую, научно-предпринимательскую, научно-техническую и преподавательскую деятельность.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов поддержал это предложение, добавив, что ряд секторов рынка труда, в числе которых образование, наука и медицина, обладает более сложной и уже разработанной системой квалификаций, чем структура профессиональных стандартов. Он рекомендовал изменить формулировки части 7 статьи 11 закона «Об образовании в Российской Федерации», чтобы федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатывались с учётом профессиональных стандартов, а примерные основные образовательные программы в своей профильной части – на основе профессиональных стандартов.


Словом, Академия наук должна создать среду для выявления талантов и их поддержки. Как писал А.С. Пушкин, талантам нужно помогать, а бездари пробьются сами.

— На этой оптимистической ноте поставим точку. Спасибо за содержательную беседу.

Александр Панарин, обозреватель «Делового Донбасса»

Количество показов: 587


Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~1A81W
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *