Верховный Суд ДНР: не только карать, но и защищать

Верховный Суд ДНР: не только карать, но и защищать
19 Декабря 2017

Судебная система – это не столько механизм наказания преступников, сколько  один из общественных институтов, защищающий  интересы общества и  человека, в том числе – предпринимателя. И каждый предприниматель должен знать, как можно защищать свои интересы в судебном порядке.

Сегодня  собеседник «Делового Донбасса» - Эдуард Якубовский, Председатель Верховного Суда Донецкой Народной Республики.


Эдуард Якубовский

Справка «Делового Донбасса». Эдуард Якубовский родился в Красноармейске Донецкой области, окончил Донецкий государственный университет. После окончания университета работал в органах прокуратуры Донецка, затем был принят на службу в Прокуратуру Союза ССР, где работал до развала Союза. Некоторое время проработал в органах прокуратуры Украины. Закончил свою деятельность в должности старшего прокурора в Генеральной прокуратуре Украины.

Был не согласен с антироссийской политикой украинских властей, которые вели к обострению межгосударственных отношений. А потому, получил российское гражданство, и переехал в Российскую Федерацию. Служил в прокуратуре, налоговой полиции, Следственном комитете.

Когда узнал, что на Донбассе разворачиваются трагические события, приехал сюда в июне 2014-го. Был первым заместителем Генерального прокурора ДНР, с 23 сентября 2014 года – в должности Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

- Эдуард Николаевич, как создавалась судебная система в ДНР?

- Судебная система Донецкой Народной Республики начала создаваться ещё в 2014 году. Уже 17 августа 2014 года было принято Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики  №27-1 «Об утверждении «Положения о Военных Судах Донецкой Народной Республики». Затем,  23 сентября 2014 года,  вышло Постановление Верховного Совета Донецкой Народной  Республики № 35-1, которым был назначен  Председатель Верховного Суда ДНР. Фактически, это назначение дало старт  формированию  судебной системы.

В течение месяца были подготовлены два Постановления «О судебной системе» и «О создании судебной системы».   Они были  приняты  22 октября 2014 года  за номерами 40-1 и 40-2 Советом Министров ДНР под председательством Александра Владимировича Захарченко, этот день мы отмечаем, как День органов юстиции и судебной системы Донецкой Народной Республики.

В Постановлении «О создании судебной системы»  был закреплён  ряд технических моментов, а Постановление «О судебной системе» утвердило «Временное положение о судебной системе ДНР». «Временное положение» создавалось с учётом того, что  законодательство Украины, на которое ориентируется судопроизводство и юристы республики до принятия собственных законодательных актов,  не может применяться в полной мере у нас. В частности, в плане  системы судоустройства,  взаимоотношений между судами первой и более высоких инстанций,  в вопросе  подбора кадров. Вот поэтому было принято решение создавать новую судебную систему с новыми подходами и на совершенно иных принципах.

Следует сказать, что мы отказались от украинской системы судопроизводства, у нас отсутствует такой её элемент, как административные суды, их функции выполняют суды общей юрисдикции, что, тем не менее,  никак не ухудшило положение с правами граждан.  А также в судебную систему Донецкой Народной Республики возвращены военные суды, которые присутствуют  в системе судов российских. 

- Так  устроены суды только в ДНР,  или в России аналогичная система?

- В России система судоустройства несколько иная. Там есть Кодекс административного судопроизводства, но как отдельное звено судебной системы, административные суды отсутствуют. Их функции также выполняют суды общей юрисдикции. Впрочем, нет смысла в интервью вдаваться в подробности российского законодательства, это достаточно обширная тема.

Из законодательства Донецкой Народной Республики мы, судьи,  руководствуемся, прежде всего, Конституцией, нормами Уголовного кодекса ДНР, который принят в 2014 году, законами, указами Главы Донецкой Народной Республики, подзаконными  нормативными правовыми актами, которые приняты в республике. При этом следует отметить, что Конституция ДНР имеет высшую юридическую силу и является нормативным правовым актом прямого действия.

В своей процессуальной деятельности сегодня мы руководствуемся, прежде всего, нормами Гражданского процессуального кодекса Украины, Уголовно-процессуального кодекса Украины от 1960 года с определёнными изменениями, и Кодекса Украины об административных правонарушениях. Также используется и иное законодательство Украины – в частности Хозяйственный процессуальный кодекс и другие.

На сегодняшний день  в Республике в судах разных инстанций  трудятся 92 судьи. Основная масса судей работает  в судах общей юрисдикции, специализированных судах (Арбитражный и Военно-полевой суд). В  Верховном Суде работают 24 судьи, в том числе - Председатель Верховного Суда.

- Арбитражные суды, в основном, занимаются хозяйственными спорами?

- Да, их сфера деятельности  - рассмотрение дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

- В связи с тем, что устранены административные суды, как-то это повлияло на работу Верховного Суда? Какие функции и задачи выполняет Верховный Суд?

- Верховный Суд Донецкой Народной Республики, прежде всего, является  на сегодняшний день, органом  кассационной и надзорной инстанции, а также в случаях, установленных законом, выступает в качестве суда первой инстанции.

Пленум Верховного Суда разрабатывает рекомендации для судов и утверждает их своими постановлениями. Президиум  Верховного Суда обобщает  судебную практику, утверждает её и направляет в суды общей юрисдикции и специализированные суды.

Что же касается рассмотрения жалоб граждан, то гражданин, как физическое лицо, вправе обратиться за защитой своих прав в суд общей юрисдикции.  Суды обшей юрисдикции рассматривают такие жалобы и принимают по ним решения. Если гражданин  не согласен с решением суда первой инстанции, то он может обратиться с кассационной жалобой в Верховный Суд ДНР. Если гражданин считает необоснованным и незаконным решение соответствующей палаты Верховного Суда, то он вправе обратиться с жалобой в порядке надзора в Президиум Верховного Суда ДНР. Такой порядок обжалования касается всех категорий дел.

Порядок  обращения предпринимателя или юридического лица  имеет свои особенности. В этом случае нормативно-правовые акты, возникающие из публичных отношений, могут быть обжалованы такими лицами в арбитражном  суде.  Ну и, соответственно, кассационная и надзорная инстанция  и в этом случае также Верховный Суд, дальнейшее обжалование такое же, как и в случаях с физическими лицами.

- Сейчас Донецкая Народная Республика  – воюющая страна. Какие специфические суды есть здесь сейчас, чем мы отличаемся от других стран?

- Есть у нас ряд специфических отличий, которые учитывают нашу обстановку. Несмотря на то, что  активная фаза боевых действий на большей части территории Республики  вроде бы  прекратилась, но в ряде районов, прилегающих к государственной границе  с Украиной (а «линия разграничения»  Указом Главы Донецкой Народной Республики объявлена государственной границей), активная фаза боевых действий продолжается. К сожалению, и жилища разрушаются, и гражданские люди гибнут, и ранения получают. Самое обидное и мерзкое, что  действия «укропов» нацелены в основном на разрушение и повреждение гражданских объектов.

Мы видим, что их стрельба носит террористический характер. Поэтому и квалифицируем эти действия, как терроризм. Так, Генеральная прокуратура ДНР возбудила уголовное дело по обстрелу Донецка 5 ноября 2017 года.

Возвращаясь к вопросу, должен заметить, что специфика нашей Республики состоит в том, что не случайно самым первым нормативно-правовым актом в области создания судебной системы стало «Положение о военных судах».

 После  образования Верховного Суда, начали функционировать и военные суды. На сегодняшний день у нас есть Военно-полевой суд в качестве суда первой инстанции и Военный Трибунал - в качестве суда кассационной инстанции.

Ещё одна особенность:  у нас отсутствует мораторий на применение смертной казни. Поэтому, если в Российской Федерации соответствующая норма Уголовного кодекса, согласно указу Президента, просто не применяется, то у нас она применяется и уже есть два смертных приговора.

И ещё момент: найдено целесообразным  (это и мнение руководства республики, и моё) на данном этапе развития государства  применение такой меры пресечения, как заключение под стражу, оставить в ведении прокуратуры, а не суда. При реализации этих функций прокурор не связан теми ограничениями, которые закон возлагает на суды: в частности, если судья рассматривал  ходатайство следователя или прокурора об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, то он уже в дальнейшем не может рассматривать данное уголовное дело.

- Это позволяет ещё и оперативно работать?

- Конечно. Снимается  масса вопросов чисто технического характера. К примеру, есть необходимость обеспечения безопасности подозреваемого (обвиняемого), либо предотвращение  попытки со стороны сообщников отбить его у следствия. Поэтому лишние перемещения находящегося под следствием и заключённого под стражу подозреваемого (обвиняемого) нежелательны. Прокурор может приехать в орган, который производит предварительное следствие, и рассмотреть вопрос о даче санкции на применение меры пресечения, а суд – не располагает такой возможностью.   К тому же следователь в ситуации, когда меру пресечения назначает суд,  должен подготовить массу документов: материалы для прокурора, который будет поддерживать ходатайство, материалы для суда и у себя ещё что-то оставить. Представьте, какие это финансовые и технические расходы!

- У задержанного остаётся право через судебную систему повлиять на прокурора, если что-то было нарушено? Если где-то допустила просчёт прокуратура, на каком этапе суд включится во взаимодействие с задержанным?

До того момента, пока уголовное дело не поступило в суд, мы не рассматриваем вопросы применения меры пресечения. То есть, избрание меры пресечения, её отмена или изменение находятся в компетенции органов дознания, предварительного следствия и прокурора. Мы рассматриваем такие вопросы только после поступления дела в суд.

 - Когда происходило становление  новой судебной системы, по каким принципам формировался судейский состав?

- Что касается судейского состава, сейчас  в судах  работают 92 судьи, назначенные  указами  Главы Донецкой Народной Республики. Отбор кандидатов в судьи осуществляется по следующим критериям:  прежде всего  -  профессиональная подготовка. У кандидата  должно быть высшее юридическое образование. Второе – отсутствие компрометирующих материалов, судимости у него либо родственников, хорошее состояние здоровья  и, конечно, преданность идеям Донецкой Народной Республики.

Наша позиция такова, что бывшие судьи Украины, которые в сентябре-октябре 2014 года покинули  ДНР и работали «на той стороне», нами в качестве кандидатов не рассматриваются. Эти люди Республику не приняли,  и не исключено, что они рассматривали уголовные дела в отношении наших ополченцев и принимали  в отношении них судебные решения. Я считаю, что это предатели,  и они не имеют право работать в ДНР. Руководство Республики в данном случае нас поддерживает.

- А судьи, которые пытались вернуться, были?

- Да, были. Могу назвать некую Анисимову, которая пыталась устроиться к нам. Но наша служба безопасности выяснила, что она параллельно обратилась с заявлением в соответствующие органы Украины. Недавно в интернете было опубликовано сообщение, что она работала в Белгород-Днестровском районом суде Одесской области. Там её и арестовали за коррупционные преступления.

- Отсеяли по идейным принципам, а потом оказалось и по профессиональным.

- Да. Ещё одна судья украинская, по фамилии Гладкая, тоже настойчиво пыталась занять должность судьи в ДНР. Но теперь она судья на Украине. Параллельно она обратилась  за трудоустройством туда, и её приняли, она там работает. Есть ещё ряд людей, которых мы не приняли. Были такие.

- Какие ещё факторы влияют на назначение судей?

- Занять пост судьи у нас непросто. Во-первых, кандидат, кроме наличия всех перечисленных выше данных, должен хорошо знать законодательство, знать судебную практику. Он обязан сдать экзамен, который принимает комиссия, в составе которой - заместители Председателя Верховного Суда, другие специалисты в области права. Вопросы там не простые.

Недавно состоялось два заседания комиссии - 27 октября. На первом заседании из 41 человека претендентов комиссию не прошли 20. На втором заседании  из 37 человек не прошло 19.

- Фактически половина…

А некоторые, выяснив уровень сложности экзамена, поняв,  что на комиссии придётся демонстрировать реальный уровень квалификации, просто отозвали свои заявления.

Затем  мы обращаемся в Администрацию Главы Донецкой Народной Республики, которая формирует ещё одну комиссию при Главе Республики, куда входят представители Министерства юстиции, Народного Совета, Администрации Главы. И прошедшие наш экзамен кандидаты  снова держат экзамен, но уже перед этой комиссией.

На этой комиссии они билеты не тянут и времени у них на подготовку нет. Кандидату задают вопросы в зависимости от выбранной специализации. Если это кандидат в судьи арбитражного суда, то по экономическим правоотношениям, если кандидат в судьи суда общей юрисдикции, то вопросы по гражданскому или уголовному праву, административному. Отбор достаточно жёсткий. На одном из последних заседаний комиссии где-то около трети представленных нами кандидатов отсеялись.

Но помимо предварительного отсева кандидатов,  мы ведём внутренний  контроль и над работой судей. За эти три года, которые наша система существует, полномочия 13-ти судей были прекращены досрочно. Из них - только трое прекратили полномочия по собственному желанию. Все остальные - по представлению Президиума Верховного Суда, в связи с ненадлежащей юридической квалификацией.

- Десять процентов – это значительный отсев…

- Да, но это необходимо. Кстати, скоро истекает срок полномочий тех судей, которые были назначены первыми двумя указами 9 января 2015 года и могу сказать, что не все они будут представлены к переназначению Главе Республики.

- Эдуард Николаевич, исходя из цифр, которые вы привели, у вас достаточно большое количество кандидатов. Существует потребность в таком количестве судей?

- Конечно. Во-первых, мы должны готовить свои кадры, свободные от тех недостатков, которые имели место при Украине. Второе, мы в любом случае должны иметь кадровый резерв. Может сложиться так, что придётся вносить представление Главе о досрочном прекращении полномочий, и кто-то должен быть готов заместить выбывших и исполнять функции судей вместо них.

Поэтому потребности в кадрах у нас большие. Кроме того, пока мы контролируем незначительную часть территории Донецкой области. Но нам надо беспокоиться о перспективе и готовить кадры для тех территорий, которые сейчас пока ещё оккупированы украинскими войсками.

- Мы уже коснулись частично, какими личностными качествами, кроме профессионального уровня,  должен обладать член команды судебного коллектива. А каково быть судьёй человеку? Как меняется психология, восприятие в обществе?

- Конечно, профессия судьи требует очень большой ответственности за принимаемое решение. Гражданин Республики, будучи назначенным на должность судьи, возлагает на себя огромный груз ответственности за судьбы людей. Он не просто подписывает что-то, заседает, мантию носит. Судья обязан не только хорошо знать законодательство, но и уметь разбираться в различных житейских перипетиях, сложных ситуациях, которые жизнь людям подбрасывает, и которые требуют неформального подхода. Настоящий судья никогда  не будет бездушным формалистом. А ещё от судьи общество требует человеческой порядочности и соблюдения других требований морали и нравственности.

Судьбы людей  иногда от одного слова зависят, от того, насколько запятая сдвинута. Вы же помните классический пример: «Казнить нельзя помиловать». Это как раз о судействе. Где-то нормативный правовой акт, который надлежит применить, таким образом составлен,  что судья обязан руководствоваться именно этим нормативным правовым актом. А где-то так составлен, что судья вынужден его анализировать,  давать какое-то толкование, получать заключение специалистов, исследовать массу других доказательств, прежде чем придёт к определённому выводу.

- Присуще ли судье такое личностное  качество, как инициативность и возможно ли проявлять инициативу в судебной системе?

- Судья должен проявлять инициативу в пределах закона, прежде всего. При рассмотрении дел он должен действовать в пределах тех норм, которые установил закон при определении компетенции судьи в рамках определённого порядка судопроизводства  - гражданского,  арбитражного, уголовного или административного.

Что касается участия судей в развитии судебной системы, то могу сказать, что это участие является весьма активным. При непосредственном участии судей Верховного Суда разработан пакет законопроектов по судебной системе, который сейчас находится на рассмотрении Народного Совета. Без участия судей разработка этих законопроектов была бы просто невозможной, так как судьи обладают уже определённым опытом и знаниями. Они могут сравнить российское законодательство с украинским, выяснить насколько те или иные подходы, которые применялись в украинском законодательстве, оправдали себя или нет. Поэтому  они  активно  привлекаются и к рассмотрению законопроектов комитетами Народного Совета. Сотрудниками и судьями Верховного Суда  был разработан и внесён в наш парламент законопроект «О  противодействии экстремистской деятельности», который был принят в 2015 году, и сегодня мы им активно руководствуемся.

Также создана межведомственная группа по разработке комментариев к Уголовному кодексу ДНР, судьи активно участвуют в его разработке, и ваш покорный слуга в том числе.

Мы привлекли к разработке комментария учёных, специалистов Министерства внутренних дел, прокуратуры.

Дело в том, что научно-практический комментарий основан на материалах судебной практики и нам, как представителям системы правосудия, лучше иногда видно, какие вопросы возникают перед правоприменителями. Допустим, является ли преступление умышленным, то есть, - совершается преступление с прямым умыслом, или по неосторожности. Например, нарушение правил дорожного движения, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью, или смерть человека. Здесь две формы вины: по отношению к нарушению правил дорожного движения имеется прямой умысел, а по отношению к наступившим последствиям - неосторожность. Такие вещи должны быть доведены до сведения правоохранителей, чтобы они меньше тратили времени на выяснение каких-то обстоятельств, которые уже давным-давно выяснены.

- По развитию судебной системы можно сказать, что она меняется и развивается и практически, и научно?

- Я ещё хотел бы сказать, что касается развития судебной системы, что мы обязаны при разработке законопроектов, разработке стратегии своего развития учитывать то положение, в котором находится Республика. Мы можем принять самые прекрасные законы, которые работать не будут. Луганск, наши братья-соседи – яркий тому пример. У них есть суды первой инстанции, и нет судоввторой инстанции. То есть, выносится приговор, но в законную силу онне вступает, обжаловать его невозможно. Смысл существования такой судебной системы мне непонятен.

- То есть, формируя судебную систему, вы придерживаетесь принципа: «Дай Бог, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями»?

- Мы должны достигать двух целей одновременно: защищать права граждан, и при этом наше законодательство должно соответствовать условиям конкретного исторического момента. Если посмотреть ретроспективно на законодательство любого государства, оно точно так же проходило определённые стадии развития.

Есть у нас оппоненты, которые говорят, - «а давайте, сразу создадим мировые суды, апелляционную инстанцию. Давайте, потому что в России, в других странах такая система действует хорошо». Но ведь Россия ввела апелляцию только в 2012 году!  Россия вводила суд присяжных постепенно, и то ещё до конца вопросы существования этого института не отработаны. Мировые судьи тоже недавно появились. Россияне наработали практику, обеспечили финансовые условия для реализации этих задач и потихоньку реализовывают их.  А если мы, не учитывая особенностей нашего положения,  внедрим самые передовые наработки,  как это будет работать?

Вот допустим, чиновника назначить. Что нужно чиновнику? Стул и стол в кабинете, компьютер, принтер, ручка, бумага. А чтобы одного судью назначить  -  ему нужен секретарь, помощник, нужен зал судебного заседания, канцелярия, нужен архив, конвойная комната, транспорт. Одним кабинетом не обойдёшься. Это большая, дорогая и сложная структура.

Поэтому необходимо придерживаться какого-то определённого баланса, интересов государственных и интересов общественных. Естественно по мере развития государства, совершенствовать этот баланс.

- Практический вопрос: кто имеет право обратится в Верховный Суд?

- Ограничений на обращение в Верховный Суд с заявлениями, жалобами в порядке законного обращения граждан нет никаких. Пожалуйста, пусть люди обращаются и в пределах своей компетенции мы эти обращения рассматриваем.

Если же мы говорим о порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством, то, прежде всего, имеют право на обращение в суд: если брать гражданское законодательство, то это  истец, интересы которого затронуты судебным решением. Аналогично – в арбитражном судопроизводстве.

Круг лиц, которые в кассационном, надзорном порядке  вправе  обращаться по уголовным делам,  будет шире. Это - потерпевший, его представитель, обвиняемый или осуждённый, их представители или защитники, законные представители несовершеннолетнего осуждённого, несовершеннолетнего потерпевшего, лица, которые были вовлечены в орбиту уголовного судопроизводства.

По делам об административных правонарушениях - это сам правонарушитель, либо его представитель.

В определённых случаях, установленных законом, вправе в суд обратиться по уголовным делам либо государственный обвинитель, поддерживавший соответствующее государственное обвинение по делу, либо прокурор в гражданском судопроизводстве. А в особо важных случаях,  или в иных установленных законодательством случаях, вправе обратиться в порядке надзора и Генеральный прокурор Республики.

- Какие сейчас дела у вас на рассмотрении: гражданские, уголовные, арбитражные? Насколько сейчас арбитражный суд востребован?

- Больше всего в производстве находится гражданских дел. По состоянию на 7 декабря 2017 года  принято к производству 55 420 гражданских дел.

Это свидетельствует о том, что граждане активно обращаются за защитой своих гражданских прав.

По уголовным делам – 15 852 дела. Административные правонарушения - 10 494. Арбитражные дела – 3 067.

Но у нас в арбитражном суде - трое судей, представьте себе их нагрузку. Арбитражные дела рассматриваются достаточно активно, и часто я вижу, что обращаются в суд и государственные органы, и юридические лица достаточно крупные. Физические лица-предприниматели  тоже обращаются в Арбитражный суд, а если недовольны решением, тогда в Верховный Суд.

- Нагрузка на систему получается просто колоссальная. Какие резонансные дела были за последний год?

- Два больших уголовных дела рассмотрены Верховным Судом в качестве суда первой инстанции. Одно преступление было совершено в 2009 году, когда осуждённый убил родственников своей сожительницы и с целью замаскировать преступление под разбойное нападение, разбросал вещи в квартире, телефон похитил. Он осуждён к наказанию в виде  пожизненного лишения свободы.

Ещё один осуждённый изнасиловал 9-летнюю девочку в 2015 году. Преступник изобличён и осуждён к исключительной мере наказания – расстрелу. Его действия были квалифицированы по трём статьям Уголовного кодекса. По двум статьям он был приговорён к пожизненному заключению, по одной - к исключительной мере наказания. Причём, он был уже судим за аналогичное преступление (изнасилование). Но тогда он убийства не совершал, а здесь решил совершить убийство с целью избежать уголовной ответственности за содеянное. Однако ответственности ему избежать не удалось,  и приговор уже вступил в законную силу.

Ряд других примеров можно привести. Например, некий Карась осуждён за то, что, будучи сотрудником украинской милиции, применял пытки и насилие к задержанным ополченцам. За это преступление ему назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы. Приговор тоже вступил в законную силу.

-  Этот человек находится на территории ДНР?

- Да. Писали, что он осуждён,  якобы, заочно. Ничего подобного. Он задержан, изобличён и осуждён сначала нашим Будённовским судом, по первой инстанции. Затем по жалобе осуждённого рассмотрели этот приговор в кассационном порядке в Верховном Суде, и он получил такую меру наказания.

- Есть сейчас взаимодействие с Украиной? В этом году передали каких-то осуждённых на ту сторону. Они здесь, якобы, не захотели отбывать наказание.

- Мы исполняли указ Главы ДНР. Была достигнута договорённость с украинской стороной о передаче им ряда уголовных дел и, соответственно, тех лиц, которые содержались у нас под стражей по этим делам, либо дела в отношении которых, находились на той стороне. Но это лица, которые обвинялись в преступлениях, не связанных с политическим преследованием. Это - обычные обвиняемые за совершение краж, грабежей, разбойных нападений, убийств.  Мы передали официально их уголовные дела, составили соответствующие акты.

- В любом коллективе должен быть корпоративный дух. В коллективе Верховного Суда такой дух явно есть. Как вы его строили и как поддерживаете?

- На самом деле, если говорить о корпоративном духе, то с моей точки зрения, его должны создавать все сотрудники. Задачу руководства Верховного Суда я вижу в том, чтобы обеспечивать соответствующие условия и не мешать людям в проявлении той самой инициативы, о которой мы говорили.

У нас достаточно сильная и активная профсоюзная организация: она организовывает разного рода спортивные соревнования, творческие конкурсы, мероприятия по патриотическому воспитанию – в частности, поездки на Саур Могилу. Недавно завершился конкурс на создание гимна Верховного Суда, в котором принимали участие и сотрудники судебной системы, и даже их дети.

Этим летом на площади Правосудия был открыт памятник нашим бойцам, которые погибли, защищая Республику.

Также у нас есть свой музей. Здесь проходят уроки патриотического воспитания, у нас есть своя Книга памяти, есть Совет по патриотическому воспитанию. Один из бывших председателей Енакиевского суда - Герой Советского Союза. Об этом никто не знал, пока не начали заниматься этой работой.  

Музей мы показываем новым сотрудникам, школьникам, студентам ДонНУ, Донбасской юридической академии, студентам других ВУЗов. Вообще с молодёжью стараемся поддерживать общение на должном уровне.

Кстати, у нас и своя часовня есть. Она расположена в одном из зданий. Каждый вторник там проходит служба.

А наш подшефный детский дом «Теремок» известен всей республике. Наши сотрудники регулярно туда ездят, и я даже не всегда об этом знаю. Поехали, подарки вручили, мероприятия провели. Главное, чтобы это исходило не от руководства, не в приказном порядке.

Так что, мы всячески стараемся людей объединять вокруг чего-то светлого. Надеемся, что получается.

- В завершение беседы: что предпринимателям можете сказать? Смелее обращаться к вам, понимать, что система работает?

- На мой взгляд, им надо работать так, чтобы вообще не надо было обращаться в суд. Если люди занимаются своим делом, то они должны соблюдать порядочность в деловых взаимоотношениях со своими партнёрами, контрагентами. Соблюдать обязанности, которые возложены на них государством. Тогда я думаю, что они не так уж часто будут обращаться в суд. Лучше всего не доводить до того, чтобы возникающие вопросы рассматривались в суде.

Деловой Донбасс

Количество показов: 2684


Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~pMvH0
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *