Преодоление времени

Преодоление времени
10 Апреля 2018

«Неудовольствие – первый шаг к прогрессу,

как у отдельного человека, так и у народа».

Оскар Уайльд.

Четыре года Донецкой Народной Республике и четыре года боевых действий в Донбассе. Есть ли перспектива у народа и где этот свет луча в темноте?

Мы часто слышим о таких инициативах, как интеграция в Российскую Федерацию, как курс на построение социального государства, как общенародная стратегия развития ДНР. Безусловно, каждая из названных инициатив достойна стать национальной идеей, но реализация любой из них предполагает наличие тактических решений.

Предлагаю объединить все эти направления в единую программную задачу и назвать её социальной стратегией интеграции с Российской Федерацией. И это не случайно, так как каждая из них строится на общих базовых элементах:

— высокий уровень развития экономически активных трудовых ресурсов;

— эффективная экономика, обеспечивающая рост ВВП и профицит бюджета, гарантирующего финансирование социальных программ;

— социально ориентированное законодательство, стимулирующее экономическую активность населения и определяющее высокие социальные обязательства государства перед гражданами страны.

Так как вся наша программа строится в процессе интеграции с Российской Федерацией, то необходимо понимать те тенденции и стандарты развития, которые выбрала сегодня для себя Россия. В каких условиях она находится и как нам стать интересными партнёрами для взаимного безболезненного объединения в социальном и экономическом аспектах. Как мы сможем создать те самые базовые элементы, которые позволят нам построить наше будущее?

А реальность такова, что Президентом России поставлена задача технологического прорыва с целью обеспечения национальной безопасности и независимости страны. Эта стратегия требует кардинального пересмотра роли практически всех институтов общественного строя и, в первую очередь, – образования, как главного источника интеллектуального, социального, профессионального потенциала народа, создающего основной ресурс государства – трудовой.

Трудовые ресурсы

Накрывающий нас волной новый технологический уклад мира ведёт нас в эпоху больших данных и мега вычислений, инженерные компетенции изменяются со скоростью оборота Земли вокруг Солнца, а технологические знания каждые 72 часа увеличиваются в два раза. Всё это заставляет нас задуматься над вопросом: а не пора ли нам менять не только систему образования, но и саму её суть, философию, парадигму? Не пора ли нам, наконец, отказаться от избитых форм и утратившего здравый смысл содержания того, что мы называем образованием как таковым? В мире нет ничего постоянного и ещё один из древнейших философов Геродот говорил: «Всё течёт, всё меняется. В том числе и мы».

Можно часто слышать, что технический прогресс приведёт к высвобождению человека от труда и миру грозит глобальная безработица. Некоторые аналитики – фантасты прогнозируют, что в ближайшем будущем на предприятиях так всё будет механизировано, автоматизировано, оцифровано, что там будут находиться только двое - человек и собака. Человек для того, что бы кормить собаку, а собака, чтобы не подпускать человека к оборудованию…

Но, как показывает опыт человечества последних 200 лет, технический прогресс не приводит к безработице, а лишь способствует изменению существующих профессий и появлению новых, не существовавших ранее компетенций.

В одной из недавних работ Центра трудовых исследований Высшей школы экономики был сделан вывод, что технический прогресс не столько «пожирает» рабочие места, сколько создает их. Характерный пример – сфера IT, которая в последнее десятилетие порождала больше рабочих мест, чем сокращала. Неудивительно, что постоянно звучат призывы к увеличению контрольных цифр приема в вузы по направлениям и специальностям, связанным с IT. Прогресс не создаёт массовую безработицу, а лишь меняет содержание профессий и квалификаций.

Но на практике мы ещё продолжаем наблюдать, как формальная административная система образования продолжает поддерживать устаревшие профессиональные компетенции и квалификационные характеристики профессий «пенсионеров», вываливая на рынок труда специалистов, чьи компетенции уже не нужны, давая тем самым ложные сигналы на рынке труда и дезориентируя молодёжь, вступающую в трудовую жизнь. И самое страшное, что поддерживает она эти старые профессии старыми же, медленными и совершенно безрезультатными методами знаниевого образования, которое скорее является атавизмом. Мы в любом случае не получаем всех знаний, а весь процесс обучения в ВУЗе (техникуме, училище) похож на профанацию, когда одни делают вид, что учат, а другие, что учатся. Стивн Хокинг как то сказал: «Главный враг знания не невежество, а иллюзия знаний»…

Если посмотреть на данные исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, которые приводит ректор университета Виктором Садовничий, то мы увидим, что объём знаний, накопленных человечеством к 2003 году вмещался на носителе объёмом 5 эксабайт ( 5Х10 в 18 степени), то к 2012 году всё размещалось на носителе объёмом 4 Х 10 в 21 степени, то есть 4 зеттабайта. Если же смотреть прогноз до 2020 года, то последняя цифра увеличится в 10 раз. При этом скорость вычислительной техники выросла в 8 000 000 раз, а скорость вычислений в 400 000 раз!(см. рисунок).


Нынешний студент или школьник должен, в первую очередь, не зазубривать нескончаемые знания, а уметь их искать, находить в нужное время и использовать себе на пользу, как в повседневной жизни, так и на работе.

Пока вы будете учить человека профессии, пытаясь дать ему максимальные знания, навыки и умения по ней в «знаниевом» образовании, время изменит и профессию и среду, в которой эта профессия была актуальна.

Всё больше приходит осознание того, что право на существование должны получить «входные компетенции», рассчитанные на всех, кто входит в новую профессию. Так же всё больше мы убеждаемся в том, что пора уже давно на уровне общественного сознания и понимания отказаться от исключительности государственного формального образования и принять все формы и методы получения знаний, навыков и умений, исключив вмешательство государства в сферу профессионального образования. Это - прерогатива тех, кто создаёт рабочие места и даёт людям работу. И больше никакого вмешательства государства, если оно не выступает работодателем в своей сфере.

Национальная система квалификаций Российской Федерации, как система договорённостей между человеком, государством, сферой образования и работодателями, по мере своего развития шаг за шагом подводит рынок труда к инновациям. Одним из таких шагов уже в 2018 году станет программа сборки новых квалификаций, которая включает в себя кардинальное изменение нормативно-правовой базы, массовое внедрение новшеств, устраняющих существующие барьеры административно контролирующей системы бюрократического командного управления и образованием, и рынком труда.

Всё, сказанное выше, это часть и продолжение движения России к укреплению национальной независимости сейчас и в будущем, которая сможет обеспечить беспрецедентный технологический прорыв. Ставка не только на новое поколение, но и на совершенно иное образование, в корне отличающееся от того, что нам навязывает привычная система государственно-чиновничьего управления образованием.

Это реальность России, куда мы собираемся интегрироваться. А готовы ли мы к этому? На мой взгляд, - нет!

Для того, что бы как-то начать делать шаги к нормальной интеграции в новую Россию, необходимо в первую очередь создать в ДНР систему управления новыми квалификациями, признанными рынком труда, который немедленно начнёт преобразовываться в рынок квалифицированных профессионалов – тот самый кадровый резерв, способный двигать экономику по инновационному пути к технологическому прорыву параллельно с Россией.

Рынок труда и квалификаций сам подскажет вектор дальнейших необходимых преобразований в сфере профессионального образования, которая должна будет иметь множество сегментов (государственного, корпоративного, неформального, спонтанного самообразования), конкурирующих между собой ценой и качеством, и не регулируемых чиновниками. Именно рынок квалификаций, если хотите, и будет формировать самый корректный, актуальный и содержательный заказ в сфере профессионального образования, а именно в этой сфере и формируются трудовые ресурсы.

Экономика

Бывшему вице-президенту США Роберту Кеннеди принадлежат слова: «Внутренний валовый продукт…является мерилом всего…за исключением того, ради чего стоит жить».

Жить только ради обогащения не входит в парадигму политики социального государства, но реализация экономической политики для народа требует наличия профицита бюджета, который обеспечивается эффективной экономикой и высокими темпами роста ВВП. Такая экономика у нас только находится на стадии построения и реальных условий для выполнения социальных программ пока не создано. Сначала необходимо сделать, а уж потом просто дать людям, то, что вы задумали. Кстати, кратное снижение цен с 1947 по 1954 годы при Сталине дали колоссальный эффект патриотического подъёма и всемерной поддержки власти не потому, что они анонсировались, а как раз наоборот – потому, что народ этого уже и не ждал, но продолжал активно работать, восстанавливая разрушенную войной экономику. Многократное снижение цен и отмена талонов для советских граждан явились в качестве благодарности Родины за многолетний ратный и трудовой подвиг. В этом весьма ярко проявилась социальная, то есть народная суть государства.

Мы находимся в очень похожей ситуации. Экономика, разорванная войной, нуждается в полном переформатировании и срочной активизации. Для активизации экономической жизни страны, как показывает история, необходима просто свобода экономической деятельности с прозрачным, понятным и щадящим налогообложением.

Понятно, что любая экономическая активность создаёт рабочие места. Рабочее место создаёт прибавочную стоимость. Работник приносит домой деньги, которыми оплачивает услуги коммунальных служб; покупает продукты, одежду, обувь, услуги; обустраивает жильё; обзаводится транспортом; вкладывает в детей и в их образование. Вокруг платёжеспособного населения оживает спрос и растёт бизнес, предлагающий новые услуги и товары, открывающий новые рабочие места. Создаются реальные условия для роста внутреннего валового продукта, который настолько выше, насколько велико количество экономически активных хозяйствующих участников рынка.

При росте заработной платы растут поступления от подоходного налога, идущие в бюджет. Но из заработной платы каждый раз, когда мы идём в магазин или заказываем услугу, платим ещё налоги, заложенные в товарах – например, налог на добавленную стоимость. Этот налог можно назвать завуалированным налогом на прибыль, состоящим в цене товара. Бизнесмен платит его со своих продаж, а обычный гражданин ещё и со своих покупок. Так зачем же ещё налог на прибыль? Дайте предпринимателю шанс на развитие и открытие новых рабочих мест с новыми зарплатами, с которых человек будет платить не только НДФЛ и НДС. Из оставшейся зарплаты мы платим за акцизы (на алкоголь, табак, нефтепродукты и т.д.), налоги на имущество (транспортный, земельный, на недвижимость) и импортные пошлины на ввозимые товары. Это всё что оплачивается из доходов работающего человека, и чем эти доходы выше, тем больше он платит в бюджет.

В Российской Федерации доля прямых и косвенных доходов бюджета, поступающая от граждан, составляет около 33 %. А вот доля бюджета от налога на прибыль, как минимум, в десять раз меньше. Информация к размышлению, как говорится в одном известном сериале.

Вообще, для увеличения бюджетных поступлений есть два пути: увеличить налоговое бремя или увеличить количество налогоплательщиков через либерализацию налогового бремени. «Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его» - эти слова принадлежат Екатерине II Великой.

Для любой национальной экономики важным звеном является экспорт, то есть поступления извне. И таких поступлений должно быть больше, чем тратит государство на импорт. Это называется активный торговый баланс или положительное сальдо внешней торговли. Он в целом благоприятен для национальной экономики, так как при нём становится возможным: увеличение инвестиций, как в отечественный, так и в иностранный капиталы; инновации; поддержание государственной инфраструктуры и уровня жизни населения; покрытие государственного долга; увеличение золотовалютных резервов страны; покрытие убытков платежного баланса государства и иные действия экономического, политического и социального характера, связанные с улучшением благосостояния населения и национальной экономики. Экономика страны от роста экспорта растёт - это аксиома. Давая возможности роста для частного предпринимательства, мы расширяем национальную товарную полку, а открытие внешних рынков покажет те товары и услуги, которые пробьются к внешнему покупателю, определив тем самым экспортный потенциал Республики. « Надо понимать, что рынки, как и парашюты, срабатывают только, если они открыты»- говорил Хельмут Шмидт, пятый канцлер ФРГ.

Приток средств из-за рубежа, увеличение доходов населения в силу его экономической активности, рост участников товарно-денежных отношений обеспечат сначала стабильность наполнения, а потом и профицит бюджета. Это было всегда, где снижались налоги и везде, где было экономически грамотное правительство. Политика выжимания налогов даже с небольших доходов называется политикой сдерживания. Сдерживания экономики. Сдерживания роста бюджета. Сдерживания возможностей социального государства.

Весьма важным является выбор форм собственности, на которых будет базироваться экономика страны. Здесь можно вспомнить Новую Экономическую Политику ( НЭП) Ленина, которая позволила за короткий срок (4 года) создать с нуля производство товаров народного потребления и услуг, накормить население, создать базис для будущей индустриализации страны. Главная новизна НЭПа заключалась в том, что недра, природные ресурсы и производство средств производства объявлялось государственной (читай – народной) собственностью, а вот производство предметов потребления - частной или кооперативной. Частник платил налоги государству, арендовал землю и основные средства, покупал ресурсы в виде сырья, станки, оборудование, материалы. Всё это обеспечивало его производство и коммерческую деятельность, направленную на удовлетворение спроса населения. А дальше включались законы рынка, где сильный побеждал слабого, умный обходил сильного, а государство всё это контролировало через налоги и предоставление своей собственности в пользование частнику. Государственная собственность превалировала и, не отменяя частную собственность, обогащалась за счёт неё, гарантировала социалистический путь развития страны и его пронародную экономику. Эту модель, если хотите, использовали в Китае в конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века. А ведь КНР сегодня самое сильное и большое социалистическое государство, которое развивается наиболее высокими темпами, нежели весь остальной мир. Не стоит ли нам задуматься над этим более серьёзно?

Законы

Боюсь оказаться правым, но мало кто из обывателей задумывался о самом важном социальном нормативно-правовом документе государства, который определяет фокус коммуникаций человека-гражданина в современном экономическом обществе. А ведь всё на поверхности. Если взять за среднюю продолжительность жизни в России 75 лет, то не трудно посчитать, сколько этот среднестатистический гражданин связан с рынком труда, где профессиональная деятельность человека обеспечивает ему жизненно важные блага; даёт кров и пропитание; развивает его, как профессионала; даёт те же блага и образование детям; позволяет накопить средства к старости вплоть до последнего пристанища. Начинается путь на рынке труда с получения профессии. Иногда самостоятельно, но чаще в учебном заведении, куда среднестатистический гражданин поступает в 17 лет. И так, мы связаны с трудом и его результатами 77% нашего времени, а активно существуем на рынке труда минимум 60% отпущенного нам Богом.

Трудовое законодательство является самым важным в правовом поле государства, определяющее все права и обязанности человека в процессе большей части его жизни. Это законодательство и есть главный социальный нормативно-правовой регулятор государства, работодателя, человека и общества. Его отсутствие является показателем незрелости государства, вынужденного по этой причине пользоваться трудовым кодексом государства, оккупировавшего большую часть его территории. Ссылки на войну и отсутствие специалистов просто не выдерживают критики хотя бы потому, что Кодекс законов о труде Советской России появился в декабре 1918 года, ровно через год после Революции в условиях Гражданской войны и интервенции. Мы живём в ДНР без собственного трудового закона уже четыре года.

А ведь именно Трудовой кодекс, как правовой документ, определяет базовые принципы формирования и законодательства в сфере профессионального образования. Мы называем образование профессиональным, но не имеем правового определения понятий «профессия», «квалификация», «компетенции», «профессиональная независимая оценка квалификаций» и т.д. В России эту брешь заполнил закон «О независимой оценке квалификаций», который узаконил не только само признание, но и механизмы этого признания негосударственных форм образования, включая самообразование.

Закон «Об образовании» просто обязан полностью быть составлен исходя из потребностей рынка труда и работодателей, как основных заказчиков в сфере профессионального образования. Исходя из Трудового кодекса выстраивается и пенсионное, и страховое законодательство. Трудовой кодекс формирует платформу социальной защиты трудящегося гражданина и человека в течении всей его жизни.

Преодоление времени

Преодолевая нынешнее время и вглядываясь вперёд, нам нельзя останавливаться и пытаться проецировать правила прошлой жизни в будущее. Преодолевая время, мы должны обеспечить все важные условия, которые позволят нам не просто быть уверенными в себе, но и, что самое главное, сохранить и укрепить нашу независимость, которая будет сильнее, если политическая воля и экономическая эффективность будут сопровождаться быстрым и качественным развитием квалифицированных кадров, конструирующих технологический прорыв в будущее.

Подводя черту под статьёй, приведу слова известного англо-немецкого экономиста ХХ века Ханса Вольфганга Зингера: «Слаборазвитая страна бедна потому, что у нее нет промышленности, а промышленности у нее нет потому, что она бедна». Промышленность у нас есть и, значит, мы уже не бедны…

Остаётся совсем немного – стать богатыми...

Артур Салахов, эксперт Экспертного совета при правительстве РФ, доктор экономики (DBA).

Количество показов: 432


Публикуем в Телеграм актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~1GPMs
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *