Малая академия наук ДНР – кузница научной элиты молодёжи Донбасса

Малая академия наук ДНР – кузница научной элиты молодёжи Донбасса
21 Февраля 2018

В ДНР работает Малая академия наук. Недавно старшеклассники, занимающиеся с преподавателями этого уникального учреждения дополнительного образования, побывали на Балтийском научно-инженерном конкурсе в Санкт-Петербурге, где успешно защитили свои проекты и даже завоевали дипломы.

Корреспондент «Делового Донбасса» встретился с директором учреждения дополнительного образования «Донецкая республиканская Малая академия наук учащейся молодежи» Ангелиной Павловой, рассказавшей о том, как в нашей Республике куются будущие научные кадры, интеллектуальная элита завтрашнего дня.

— Ангелина Витальевна, в начале нашей беседы хочу от имени «Делового Донбасса» поздравить весь коллектив Малой академии наук с успешным выступлением ваших учеников на научно-инженерном конкурсе в Санкт-Петербурге. Расскажите об этой поездке и её итогах более подробно.

— Вот уже второй год представители молодежи, обучающиеся в очно-заочной школе Малой академии наук, принимают участие в конкурсе, который проводится негосударственным фондом, поддерживающим науку и называется Балтийский научно-инженерный конкурс. В этом году он проходил в 14-й раз и команда ДНР была представлена пятью учениками, прошедшими заочный отборочный тур из числа семи поданных нами заявок.

Все эти дети представляют нашу секцию клинической медицины. Уровень работ этих ребят был достаточно высоким и каждая из них была отмечена сертификатом участника. А две ученицы получили дипломы от учительского и от научного жюри.

Пока, на данном этапе, этот конкурс проводится на общественных началах. Но в этом году, как сказал президент фонда Илья Александрович Чистяков, организаторы проводили конкурс при поддержке Президентского фонда грантов. А это свидетельство того, что в Российской Федерации поддержка науки и молодых ученых идет на государственном уровне и опекается президентом страны. Такие конкурсы позволяют найти тех молодых учёных, которые в дальнейшем будут представлять научную элиту России. ДНР не является субъектом федерации, но, как неотъемлемая часть Русского мира, наша Республика становится неотъемлемой частью Балтийского конкурса уже второй год подряд.

— Расскажите, какие темы затронули наши участники, занимающиеся у вас в секции клинической медицины?

— Авторами двух из представленных работ были лицеисты Алина Зайцева и Жанна Тымко. Алина обратила внимание на разработку такой темы, как изменчивость бедренной кости, а Жанна подняла в своём научном исследовании проблему старения населения.

Каждый участвовавший в конкурсе ребенок проводил исследования, делая это самостоятельно. Безусловно, удачные результаты таких исследований во многом зависят от того, как юных ученых направили их научные руководители. Но в нашем случае руководители только направляли ребят и то, что критерий самостоятельности при выполнении работ у наших учеников довольно высок заметили и представители строгого жюри, высоко оценившие этот факт.

Среди других интересных тем – работа Евгении Свеженцевой на тему физического воспитания школьников. Порадовал Кирилл Вельма, представитель Шахтерска, решивший выяснить механизмы влияние музыки на здоровье подрастающего поколения. Все работы пограничные между наукой о здоровье и клиническими исследованиями. Вопрос кинезиотипирования подняла в своей работе «Плацебо или панацея» Евгения Горбачёва, занимающаяся у нас, в Малой академии наук, уже третий год.

— Как ваши ученики умудряются проводить клинические исследования самостоятельно? Ведь они еще школьники и не имеют возможности самостоятельно посещать лечебные учреждения с такой целью.

— Конечно, пока они еще не врачи и им этого никто не разрешает. Но они используют возможность проводить эксперименты на родственниках, одноклассниках, знакомых, соседях. Дети ищут возможность проводить эксперименты и научные исследования.

— А научными руководителями ребят из секции клинической медицины были практикующие врачи?

— Только у Евгении Свеженцевой научным руководителем была ее школьная  преподавательница биологии. У остальных - это представители высшей школы: кандидаты наук, доценты, преподаватели медицинского университета им. Горького Юлия Викторовна Довгялло и Юрий Игоревич Стрельченко, Наталья Александровна Виноградова. Они же являются и руководителями наших секций.

— В родном Донбассе ребята, блеснувшие на Балтике, смогут публично представить свои разработки?

— Я очень надеюсь, что они смогут это сделать на выставке НТТМ - МАН и примут участие во втором этапе Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН в апреле. Я уверена, что эти дети смогут претендовать на призовые места и сертификаты, которые освобождают их от Государственной итоговой аттестации. Ведь главным мотивационным моментом для детей по участию в конкурсе-защите является возможность без экзаменов поступать в лучшие университеты Республики.

— Ангелина Витальевна, история Малой академии наук началась в 2014 году или был еще и украинский период развития вашей структуры?

— Мы существуем пятый год. В июле нынешнего года мы отметим этот первый юбилей. В структуре Малой академии наук более 40-ка секций, представляющих несколько научных направлений – техническое, медицина, математика, компьютерные технологии, химия, железнодорожный транспорт, экономика, современные автомобили и двигатели, технологические машины и механизмы.

Так же продолжаем деятельность по международному участию наших учеников в турнирах, конкурсах и конференциях самого высокого уровня, интегрируясь в них. Эти мероприятии проводятся и на базе Московского Государственного университета, и в Петербурге, и в Астрахани. Круг интересов нашей Малой академии наук очень широк.

Недавно мы получили приглашение принять участие в научном конкурсе в Севастополе. Тематика секций конкурса связана с судостроением и изучением морской среды. Мы планируем свое участие здесь. Это будет наша первая поездка в Крым. На полуострове есть такая же, как у нас, Малая академия наук «Искатель». Ведь само движение МАН началось именно из Крыма.

— В период активных боевых действий в 2014 году в работе МАН был перерыв?

— Нет, мы работали не переставая. Ребят перевели на дистанционное обучение, сохранив учреждение. Целым остался как контингент учащихся, так и педагогический коллектив.  Для педагогов работа у нас – это совместительство, так как все они занимают должности преподавателей в ВУЗах республики. Мне отрадно говорить, что большинство наших наставников уже три-четыре года сохраняют верность МАН.

— Представители каких ВУЗов преподают у вас?

— В основном, это пять самых больших Вузов, на базе которых мы и действуем: Донецкий медицинский университет им. Горького, ДонНУ, ДонНТУ, Донецкий университет экономики и торговли им. Туган-Барановского, Академия управления. Ведь у самой Малой академии наук нет материально-технич6еской базы, как у наших коллег. Поэтому мы работаем на базе ВУЗов, фактически проводя раннюю профориентацию детей. Каждый из наших ребят может еще до того, как станет студентом, попробовать, а получится ли из него врач, хороший электронщик, компьютерщик. Бывают случаи, когда дети поступают на одну секцию, потом переходят на другую.

— Сколько лет нужно учиться в МАН?

— У нас трехгодичная система обучения. Принимаем детей с 14-ти лет. Обучение, подчеркиваю это, - бесплатное. В группах занимается до 15-ти человек, хоть в идеале должно быть от 5 до 10-ти. Но мы не отказываем никому из юных исследователей, проявляющих стремление заниматься наукой.

В будущем, я думаю, что нам нужно будет вводить платные курсы, но не по тем направлениям, которые ребенок избрал для научной деятельности, а по таким дисциплинам, как риторика или компьютерная грамотность. Перовое необходимо для умения грамотно и уверенно докладывать свою работу на конкурсе или конференции, а второе – для того, чтобы подготовить качественную презентацию.

— Расскажите о том, как организована очно-заочная система обучения в Малой академии наук?

— Занятия с преподавателями проходят по субботам. Ученики не только из Донецка. Дети приезжают и из Шахтерска, и из Енакиево. Есть даже учащиеся из таких неспокойных мест, как Докучаевск или Еленовка. В остальной период консультации идут в индивидуальном порядке.

Существует у нас и система дистанционного обучения. Сейчас дорабатывать ее технически на базе нашего сайта нам помогают специалисты ДонНТУ, нашего главного партнёра. Они готовят нам платформу электронного обучения.

Детям, живущим в отдаленных районах Республики, не придется ехать сюда, чтобы получить задание, ответить на него, получить какой-то кейс, необходимый для подготовки. Те же консультации можно будет проводить по скайпу. Система электронного обучения очень перспективна. Она развивается и будет развиваться дальше. Именно такая система дает нам возможность привлекать к обучению в МАН детей с территорий ДНР, временно подконтрольных Киеву в рамках Гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса. Та платформа обучения, которая скоро появится на нашем сайте, даст им возможность заниматься наукой, не приезжая сюда и заинтересует этих ребят поступать в наши ВУЗы.

— С введением в школах ДНР российских образовательных программ уровень детей, обучающихся в МАН возрос в сравнении с украинским периодом?

— Мне трудно об этом судить, так как мы не относимся к системе среднего образования, а входим в число учреждений дополнительного образования. Но если сравнивать с довоенным периодом, то количество ребят, желающих заниматься наукой и учиться в МАН, возросло. Сегодня у нас занимается 600 юных исследователей. С уверенностью могу сказать, что за период войны в Донбассе мы сохранили педагогический коллектив и не потеряли открытых нами маленьких звездочек науки.

— Ангелина Витальевна, произошел ли в последние годы какой-нибудь сдвиг в рейтинге популярности профессий?

— На пике популярности, как и ранее, медицина и строительство.

— Вносит ли Малая академия наук свой вклад в популяризацию инженерных профессий, чей рейтинг в последние 2-3 десятилетия стремится к нулю?

— Конечно. С прошлого года у нас в учебном плане и в программе развития до 2020 года, которая утверждена министерством, мы прописали, что самым главным направлением в деятельности Малой академии наук является развитие инженерно-технического направления. Наша дружба с ДонНТУ и системой средне-специального образования, с автодорожным институтом в Горловке, дает нам возможность привлекать детей к этим профессиям. У нас прекрасная возможность свести в одном учебном классе среднюю и высшую школу, чтобы они могли заранее увидеть друг друга, узнать с разных сторон. От этого в любом случае мы получаем положительный результат. Наши преподаватели, имеющие научные звания, являющиеся заведующими кафедр, вкладывают душу в каждого ученика МАН, работая с удовольствием и полной отдачей.

Получается, что у ваших преподавателей есть уникальный опыт?

— Совершенно верно. Те обучающие программы, которые они пишут – уникальны, так как это авторские методики. Они нигде не применяются. Уникальна и наша система МАН.

— В России тоже нет системы Малой академии наук?

— Они только пытаются к этому подойти. На Балтике были представители Москвы, Петербурга, Челябинска, Новосибирска, республики Саха и многих других отдаленных уголков огромной России с севера до юга и с запада до востока. И они только сегодня начинают понимать, что необходимо создавать какое-то связующее звено между средней и высшей школой.

Даже в выступлении президента России Владимира Путина прозвучало предложение проводить отборочные туры детских научных конкурсов и конференций, а потом привозить лучших в «Сириус» и готовить научную элиту страны. То есть они ищут у себя потенциал молодых ученых, а мы уже этим занимаемся.

Самой большой проблемой у нас остается нехватка материальной базы. Но в сотрудничестве с лучшими ВУЗами ДНР мы делаем всё, чтобы это компенсировать и не растерять талантливых детей, - наше будущее, нашу завтрашнюю научную элиту. Этих детей нужно лелеять и давать им возможность видеть перспективу, знать, что ожидает их впереди: устроенное рабочее место, достойная зарплата. Поэтому выставка НТТМ – МАН, которая будет проводиться с 27.02 по 02.03.2018 г. на базе ДонНТУ, призвана показать те наработки, которые были и у школьников, и у студенчества. Будут представлены и результаты коллективного творчества, и индивидуальные наработки и открытия. В прошлом году в этой выставке приняли участие более ста человек. В этом году мы будем более строго отбирать работы, делая акцент на высоком качестве.

— Куда еще в этом году смогут поехать ваши ученики, чтобы показать свои знания и умения?

— Наших детей уже позвали на очный тур Ломоносовской олимпиады, которая проходит на базе МГУ. Запланировано и наше традиционное участие на Ломоносовской научной конференции молодых ученых, где наши дети будут защищать свои проекты.

В прошлом году мы победили на поэтическом конкурсе им. И. Шмелёва, который проходит под патронатом Московского патриархата русской православной церкви. И в этом году наши дети едут туда – Доренская Лиза и Диденко Настя.

Ольга Стретта

Количество показов: 620


Публикуем в Facebook актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~oNrAP
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *