«Донецкая гончарня»: жизнь вопреки обстоятельствам

«Донецкая гончарня»: жизнь вопреки обстоятельствам
8 Декабря 2017

В конце января 2018 года в Донецком республиканском художественном музее откроется отчётная выставка «Донецкой гончарни» под названием «Вышел в степь Донецкую».

Сегодняшний гость «Делового Донбасса» - Александр Ткаченко, основатель творческого объединения «Донецкая гончарня», неоднократно награждался дипломами многих отечественных и международных выставок.

От ремесла - к искусству

Гончарство – одно из древнейших ремёсел. Когда человек перестал есть сырую «булдыжку» мамонта, а начал что-то готовить на огне, появилась потребность в простейшей посуде. По мере развития общества банальное ремесло превратилось в высокое искусство.

Интересная деталь: в Донбассе сосредоточены месторождения самой качественной глины в Европе, а история развития гончарного дела и секреты мастерства фактически утрачены. Сегодня Украина продаёт высококачественные глины вагонами в Италию, а оттуда получает их сантехнические изделия из нашей же глины, но по баснословным ценам.

Исследуя историю гончарного промысла в Донбассе, Александр Ткаченко сделал для себя удивительное открытие: наш регион издавна был важным центром данного ремесла. Есть документальные свидетельства о том, что знаменитые опошнянские гончары (Полтавщина) приезжали в Донбасс постигать секреты местных мастеров. При этом полтавские традиции бережно хранятся до сих пор, в то время как наши стремятся кануть в Лету.

И все же нам есть что вспомнить. Знаменитый Кузнецовский фарфор, который до революции поставлялся к императорскому столу и был даже лучше прославленного китайского, некоторое время производился в Дружковке. Он был прямо-таки воздушный и светился. В советское время здесь делали посуду для народа. Сегодня производство пришло в упадок.

Вглубь веков за знаниями

Впервые Александр Ткаченко прикоснулся к глине в 10 лет. Сейчас ему почти шестьдесят. Основная работа не позволяли вплотную заняться тем, чем он занимается сегодня. Когда Ткаченко перешёл на пенсию (потомственный шахтёр), можно сказать освободился, тогда занялся гончарным делом и историей его возникновения в нашем крае.

— Тяга к земле, точнее, к глине всегда присутствовала где-то внутри. Меня всегда интересовало то, как этот минерал, интересный сам по себе, может объединять две несовместимые стихии – огонь и воду? – говорит Александр Викторович.

Поиски знаний в и интернете по интересующей его теме серьёзных результатов не дали. Пришлось в течение трёх лет ходить по выходным в библиотеку имени Крупской и там, в читальном зале, буквально по крупицам восстанавливать историю возникновения гончарного промысла в нашем крае.

Позднее с коллегой и единомышленником - Анной Сергиенко они решили заняться воссозданием гончарных изделий по технологиям XIX века, но не в виде музейных экспонатов, а как исторический рассказ о том, как наши предки создавали те или иные гончарные изделия. Они проехали по восьми уездам бывшей Екатеринославской губернии, в которую до революции входил и Донецкий край. В городах и сёлах находили интересующие предметы быта, сделанные из глины, фотографировали, описывали их предназначение и технологию производства. Потом в донецкой мастерской все эти исторические артефакты воплощались в глине по старинным технологиям. Таким образом воссоздавалась история гончарного дела в Донбассе.


Итогом этой многолетней кропотливой работы и станет отчётная выставка в Донецком республиканском художественном музее 31 января 2018 года под названием «Вышел в степь Донецкую…».

— Впервые за десять лет, что я занимаюсь гончарством, в этом музее откроется моя выставка. Попытки были и раньше. Назначалась конкретная дата. За полгода я готовил экспозицию, приглашал людей, но в последний момент, - за два-три дня до открытия, без объяснения причин выставку отменяли. А всего у меня было полтора десятка выставок на различных площадках, но в художественный музей я до сих пор не попадал, - рассказывает Александр Ткаченко.


Учитель, воспитай ученика!

Ещё одной причиной, которая заставила Ткаченко заняться гончарным делом, явилось засилье безвкусицы на нашем потребительском рынке гончарных изделий. После того, как он изучил историю, освоил технологии, пришла мысль воссоздать этот промысел в Донецке.

Взяв в банке кредит, он на исходе 2012 года арендовал помещение в гаражном кооперативе, оборудовал его всем необходимым (муфельная печь, гончарные круги, осушитель воздуха и прочее) и открыл единственную в Донбассе школу-мастерскую «Донецкая гончарня».

Учеников было более ста человек в возрасте от шести лет и до пенсионного возраста. Основная задача была – передать накопленный опыт всем, кому это было интересно. Кстати, его нынешняя соратница Анна Сергиенко и её дочь - обе из последнего выпуска школы, уже работают с собственным клеймом мастера.

Как оказалось, место для школы было выбрано неудачно – недалеко от Донецкого аэропорта. Когда начались боевые действия, всё это быстро разбомбили. Обращения в различные инстанции для того, чтобы возродить школу в другом месте не возымели действия.

— Я был на приёме в двух министерствах, меня внимательно выслушали, но дальше разговоров дело не пошло, - вспоминает Александр Ткаченко.

Кроме того, в министерстве образования он предлагал организовать на базе какой-нибудь школы факультативные занятия по гончарному ремеслу. Однако, хотя отказа не последовало, но и реальных шагов тоже не было. Вот почему мастер и перестал обивать пороги высоких кабинетов.

— Мне искренне жаль мои земляки-дончане лишены возможности прикоснуться к Вечности, где присутствует победа искусства над временем, а вопрос всего то в 100 м2, - сетует Александр Викторович.

Восстановить историческую справедливость

Помимо создания школы, мастер-энтузиаст хотел ещё восстановить историческую справедливость и возродить гончарные центры, которые существовали в нашем регионе: в Пискуновке, Богородичном, Райгородке, Николаевке.

Историю гончарного ремесла в Донецком крае, по словам Тткаченко, фактически уничтожили и «закатали в асфальт». В интернете об этом нет никакой более-менее достоверной информации. Единственный источник правды – бумажные носители. В библиотеке имени Крупской есть книги 20-30-х годов прошлого века, где представлена достоверная информация по данному вопросу.

А ещё в 1990-х годах сотрудники Донецкого краеведческого музея организовали экспедицию в Пискуновку, где дети старых гончаров, которым на тот момент уже самим было по восемьдесят лет, рассказывали сколько там было мастеров, как они работали.

Восстановление истории гончарства в своей бывшей школе Ткаченко начинал с практики и национальных традиций. В Донецкой области проживает около ста наций и народностей. И он с детьми на уроках делал национальные гончарные изделия.

— Сегодня, к примеру, лепим кувшины Кавказа, завтра – грузинскую сковородку кэци и так далее, – вспоминает мастер. - Параллельно изучали традиции народов, сам предмет – для чего он предназначен, виды орнамента и другие особенности.


Вот так и двигались по гончарной истории народов: белорусского, молдавского, еврейского…Со временем в мастерской собрался целый стеллаж с работами моих учеников.

Уже через 5 лет продукция «Донецкой гончарни» была представлена в 17 странах мира. Спустя 10 лет поставки идут уже не только в европейские государства, но и на другие континенты, число стран достигло 30. Имя Александра Ткаченко широко известно в кругах гончаров и коллекционеров. Произведения его рук можно найти в Соединённых Штатах Америки, Турции, Англии. Стена его мастерской в обычной городской квартире обильно увешана почётными грамотами и прочими свидетельствами творческих заслуг.

Ну, а в родном Донецке Ткаченко арендовал небольшую площадь в торговом центе «Континент», где и предоставлена продукция «Донецкой гончарни».

Как превратить искусство в бизнес?

Превратить любимое дело бизнес - задача вполне реальная, считает Александр Ткаченко. Спрос на такую продукцию на рынке ДНР есть. При этом, «Донецкая гончарня» отличается от других керамистов тем, что использует реальные технологии XIX века: от гончарного круга до обработки глины. Единственное, что они не могут себе позволить – поставить во дворе дома горны и обжигать свои изделия двое суток при помощи дров. Поэтому обжиг проходит в муфельных печах.

Кстати, работают здесь без глазури, но изделия не пропускают воду. Для этого используют старинные техники лощения (уплотнение внутренней поверхности до металлического состояния) и вощения.

Дальнейшее развитие ремесла в бизнес-проект упирается в отсутствие законодательной базы. Здесь можем поставить точку. Товарный знак дают только предприятиям.

— Но я не могу быть предприятием, поскольку у меня есть только две руки, гончарный круг и глина. Все! – резюмирует наш герой.

Заветная мечта мастера

И все же Александр Ткаченко не падает духом. Он все ещё лелеет свою давнюю мечту - сделать Донецк городом гончаров, проводить ежегодный фестиваль гончарного ремесла. А ещё лучше - построить здесь «город мастеров», где были бы представлены в естественных условиях все основные народные промыслы.


И такая идея была несколько лет назад близка к реализации. До войны был инициирован проект музея под открытым небом «Этно-город Дикое поле». Разрабатывал его дончанин Виктор Гриза. Мэрия Донецка даже выделила землю недалеко от центра города, где должны были быть построены специальные мастерские, которые работали бы круглогодично. Такая ремесленная слобода: ткачи, гончары, кузнецы и другие ремесленники, которые в своё время были на Донбассе. Посетители могли бы увидеть вживую, как создаются произведения искусства.

Уже разрабатывалась проектная документация, формировался состав возможных участников, но грянула война…

Ну, а пока мастер занимается пропагандой любимого ремесла. На время прошедших школьных каникул директор Донецкого республиканского художественного музея Надежда Сергеевна Анищенко выделила ему место, где я два-три дня в неделю он проводил занятия. На одном из них на то, как работает гончар пришло посмотреть 500 человек. Это немало. Новогодние каникулы мастер тоже собираюсь провести в музее.

И в заключение стоит рассказать об интересной экспозиции Александра Викторовича. Посвящена она флоре Донбасса. На тонко раскатанных глиняных листах автор отпечатал несколько десятков растений нашего края. Работа требовала значительного терпения. По словам Ткаченко, некоторые листья при надавливании выделяют масла, что крайне осложняет создание отпечатка. Уложить каждое растение так, чтоб была видна каждая прожилка, –мог только человек, искренне влюблённый в своё дело.

А ещё Александр Викторович любит делать подарки. Всю упомянутую коллекцию он подарил студентам биологического факультета ДонНУ. Донецкому ботаническому саду достались скульптуры панд, которые поместили среди бамбука.

Вот так и живёт «Донецкая гончарня» вопреки сложившимся обстоятельствам.

Александр Панарин, обозреватель «Делового Донбасса».


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Facebook актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~WEq5j
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *