Больше жизни

Больше жизни
19 Июля 2017

Российский страховой рынок продолжает расти, даже несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру. При этом индустрия растёт быстрее экономики страны. Официальный прогноз ЦБ РФ на 2017 год, опубликованный в докладе о денежно-кредитной политике, предполагает рост ВВП всего на 1–1,5%. А совокупные сборы страховщиков в первом квартале уже прибавили 5,2% и достигли 316,3 млрд рублей. Ожидается, что рынок не сбавит темпов роста.


В 2016 году страхование жизни вышло на второе место по объёму собранных премий


В первом квартале 2017 года произошло резкое размежевание между растущими и сжимающимися сегментами страхового рынка


Налицо тренд смещения продаж страховых продуктов без посредников и через интернет

Радикально изменилась структура рынка: личные виды страхования растут быстрее, продажи через банки обогнали агентские впервые за всю историю, растут онлайн-продажи, а по прибыльности нишевые страховщики показывают лучшие результаты, чем универсальные страховые компании.

Лидеры и аутсайдеры

Сегмент страхования жизни продолжает расти внушительными темпами, внося основной вклад в общий растущий тренд: +44,4% по итогам первого квартала 2017 года, согласно подсчётам Всероссийского союза страховщиков (ВСС) на основе данных Банка России. Среди растущих сегментов следует отметить другие личные виды страхования — ДМС, страхование от несчастных случаев, а также страхование имущества физлиц, которые приросли соответственно на 10,9, 6,7 и 15,6%.

Страхование жизни является лидером и по доле сборов (18,9%). Доля моторного страхования (ОСАГО и автокаско) продолжает снижаться: 36,7% по итогам 2016 года и 26,9% по итогам первого квартала 2017-го.


По прогнозам ВСС, далее страхование жизни будет демонстрировать замедление темпов прироста до 10–15% ежегодно. Первая волна спроса среднего класса почти удовлетворена, долгосрочные программы поддерживают объёмы рынка, но клиентская база уже в значительной степени «освоена». Драйверами роста рынка станут другие личные виды страхования (ДМС, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование путешествующих), а также имущество физлиц). Темпы прироста этих сегментов будут составлять от 10 до 20% в год.

Объем рынка ОСАГО сократился в первом квартале 2017 года ещё на 3%, сборы по автокаско тоже снизились, но на фоне роста автопродаж этот тренд может развернуться. В автокаско некоторые негативные тренды преломились ещё в 2016-м. Если в первом квартале 2015 года это был один из наиболее убыточных сегментов — коэффициент выплат составлял 87,5%, то в первом квартале 2016-го коэффициент снизился до 64,9%, а по итогам прошлого года стабилизировался на уровне 57%. В первом квартале 2017 года коэффициент выплат составил 57,3%.

Основной фактор, вызвавший снижение убыточности, — отказ крупных игроков рынка от демпинга, распространение продуктов с франшизой и снижение уровня комиссионного вознаграждения. Из квартала в квартал автокаско показывало все более низкую убыточность. В 2016 году страховщики получили положительный результат по этому виду страхования. В связи с падением авторынка и доходов граждан, в 2015–2016 годах снижался и объем этого сегмента — страховщики собирали все меньше сборов. Теперь же авторынок начал расти. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за пять месяцев 2017 года объем российского авторынка увеличился на 5,1%, при этом в мае было продано на 14,7% больше машин, чем за аналогичный период 2015 года. По итогам 2017-го российский авторынок может вырасти на 10–20% и составит 1,45–1,60 млн автомобилей (оценки «Автостата»).


В сегменте ОСАГО проблемы усугубляются, продолжает нарастать убыточность: уровень выплат по итогам 2016 года составил 73%, а в первом квартале 2017 года превысил 108%.

Среди явных аутсайдеров рынка, кроме ОСАГО, пока сегмент корпоративного страхования, напрямую коррелирующий с развитием промышленности. Экономика постепенно стабилизируется, потенциально этот сегмент в третьем-четвёртом квартале 2017 года может выйти на нулевой или небольшой положительный прирост.

Каналы продаж: банки вышли в лидеры

В первом квартале 2017 года также заметно изменилась по сравнению с прошлым годом структура сборов по видам продаж — прямых и посреднических. В 2016 году доля продаж через посредников составила 70,3%, а в первом квартале 2017-го — всего 60,2%. Фактор, возможно, влияющий на эту тенденцию, — рост онлайн-продаж. Уровень комиссионного вознаграждения остался на уровне прошлого года — 20,6%.

Структура сборов по каналам продаж продолжает тяготеть в сторону банкострахования. Банковский канал по итогам первого квартала превысил агентские продажи — 37,9% сборов пришлось на кредитные организации и 37,8% — на долю агентов. По прогнозу ВСС, по итогам года доля банкострахования может достичь 45% (против 35,2% в 2016-м).

Усиливается значимость онлайн-продаж: в первом квартале через интернет было продано 1,3% полисов (в объёмах сборов) против 0,5% по итогам 2016 года. По е-ОСАГО результаты ещё более впечатляющие — 6,3% страховых сборов пришлось на е-ОСАГО.

Новые вызовы

Концентрация на рынке продолжает усиливаться: число компаний сокращается, на долю топ-10 страховщиков приходится 70% рынка (на конец 2016 года этот показатель составлял 65%). С одной стороны, число компаний уменьшается за счет ухода с рынка финансово неустойчивых игроков. С другой стороны, сказывается эффект от усиления регулирования отрасли.

Развитию рынка будут способствовать повышение конкуренции и развитие средних и малых, региональных и нишевых страховых компаний. Улучшение конкурентной среды скажется положительно как на конечных потребителях (расширение линейки продуктов для различных клиентских сегментов, региональных рынков, повышение доступности услуг, улучшение ценовых условий, развитие сопутствующих сервисов и повышение качества обслуживания), так и на игроках рынка — в плане повышения эффективности деятельности, развития бизнеса, в том числе в регионах.

Компании, которые специализируются на определённых сегментах, например, на корпоративных видах страхования, морском страховании, агростраховании, авиация и ряде других, при условии правильного построения бизнес-модели и оценки рисков демонстрируют более высокую маржинальность, чем универсальные компании, в том числе в топ-10.

Причин этому несколько. Во-первых, универсальные компании работают в том числе с ОСАГО — сегментом, который из года в год вносит свой вклад в убыточность. Нишевым страховщикам нет необходимости работать с массовыми видами страхования, развивать под них широкую филиальную сеть, нести значительные расходы на открытие офисов и нести убытки. Во-вторых, специализированные компании имеют определённые преимущества и в экспертизе в своих сегментах, и в работе с перестраховщиками (тоже часто специализирующимися на узких сегментах) — в части тарифов, например. Это позволяет специализированным компаниям показывать более высокую эффективность бизнеса с точки зрения оптимизации расходов, процессов, а также удерживать более выгодную цену для конечного потребителя.

Специализация бизнеса отлично работает, как показывает международная практика, и в рамках крупнейших корпораций. Например, американская Continental Corporation, созданная в США ещё в 1853 году, специализируется на перестраховании и страховании грузов. Швейцарская Winterthur, японская Tof Fire & Marine Reinsurance и мексиканская Alianza страхуют авиационные риски. Американская компания Marsh — один из лидеров в области страхования киберрисков. По нашим оценкам, страховой бизнес в России тоже пойдёт по пути чёткой фокусировки на определённых нишевых видах страхования, особенно это касается средних страховщиков с накопленной экспертизой в определённых сегментах.

Перестрахование без перестраховщиков?

С начала 2017 года в России де-факто упразднена рыночная составляющая отрасли, отвечающая за перераспределение и диверсификацию рисков между страховыми компаниями. Конкурентоспособные в перестраховочном бизнесе компании массово выходят из-под российской юрисдикции и продолжают работу под европейскими, азиатскими или ближневосточными вывесками.

Дело в том, что в 2016 году Банк России создал Российскую национальную перестраховочную компанию (РНПК) и с 2017 года обязал предлагать туда все распределяемые в перестрахование риски в размере не менее 10% передаваемого объёма. Участники рынка ласково назвали эту обязанность «десятина». Мотивируя необходимостью размещения санкционных объектов страхования, РНПК обеспечили беспрецедентный для российского перестраховочного бизнеса капитал в размере 21 млрд. рублей (у ближайшего конкурента примерно в двадцать раз меньше), а также гарантии Банка России на случай, если этого капитала окажется недостаточно.

После нововведений присутствие на рыночном поле частных игроков, таких как специализированные перестраховочные общества, перестраховщики и брокеры, представляется лишним. РНПК легко может удовлетворить практически все российские потребности в ёмкостях. Конкуренция с такой структурой за сборы сродни конкуренции с Федеральной налоговой службой, и вряд ли сейчас найдётся инвестор, готовый вкладывать деньги в развитие перестрахования в России.

С высокой вероятностью на «десятине» дело не остановится. Успех наверняка будет развит как в части повышения размера обязательной цессии, так и в части дополнительного функционала, например, перевода в РНПК обязательных видов страхования.

Сворачивание перестрахования отражает тенденции страхового рынка в целом. За три года начиная с 2015-го, российское страховое поле покинет каждая вторая компания, а в сегменте перестраховочных обществ и брокеров — примерно три из четырёх.


В России количество страховых компаний уже сильно отстаёт от развитых стран: в нашей стране одна СК приходится на 616 тыс. человек, в Германии — одна на 152 тыс. человек, в Великобритании —на 131 тыс. человек.

К сожалению, современные реалии российской страховой экономики таковы, что инвестиционная привлекательность этого бизнеса находится на низком уровне. Иностранный капитал не идёт к нам из-за низкой привлекательности рынка ввиду его зарегулированности и административного распределения наиболее лакомых составляющих. Национальный капитал предпочитает по тем же причинам инвестировать вне страны.

За отсутствие конкуренции всегда платит потребитель как в виде непосредственного повышения цены, так и в виде снижения качества потребительского сервиса.

Благие намерения Банка России, к сожалению, не всегда приводят к благому результату. Возможно, настало время, как в анекдоте, сначала сделать всем плохо (сделано), а потом вернуть так, как было?

Арсений Поярков, генеральный директор страхового брокера «ТопТайм»


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Источник:  http://expert.ru
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~J42Ur
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *