Новая стратегия экологической политики Украины – невыполнимые фантазии чиновников

Новая стратегия экологической политики Украины – невыполнимые фантазии чиновников
31 Октября 2017

Председатель Госкомэкополитики при Главе ДНР Роман Кишкань прокомментировал недавнее интервью министра экологии Украины Семерака по поводу разработанной его ведомством стратегии экологической политики Украины.

«Через полтора года после вступления в должность министр признался, что стране нужна новая экологическая стратегия. По его словам, целый год большая группа экспертов готовила стратегический документ, направленный на принципиальное улучшение экологической ситуации в стране. При этом чиновник не преминул пнуть ногой предшественников, назвав прежнюю стратегию «фата-морганой».

Попробуем разобраться в справедливости оценок главного эколога Украины и заодно оценить реалистичность его обещаний и прогнозов.
Для начала сравним две стратегии – старую и новую. Первая была принята Верховной Радой в 2010 году при президенте Януковиче, причём через полгода после принятия кабмин утвердил Национальный план действий по реализации этой стратегии на 2011-2015 гг., который предусматривал выделение 4,8 млрд. грн. на финансирование мероприятий плана. Недостатком этой стратегии было отсутствие в документе так называемых целевых показателей её реализации, т.е. опорных цифр, достижение которых является свидетельством успешной реализации стратегии.

В стратегии министра Семерака, проект которой можно изучить на сайте минприроды Украины, такие показатели есть – 35 индикаторов развития ситуации, часть которых опирается на базовый 2015 год, достижение которых пока никак не подкрепляется финансово. Однако, на этом отличия стратегий заканчиваются. В целом документ представляет собой легко модифицированную версию текста прежней стратегии.

Пан Семерак, не мудрствуя лукаво, меняет в описании главной цели слово «национальной» на «государственной» и вместо «гарантирования» пишет «создания». То есть, по сути, главная стратегическая цель не изменилась.

Кстати, попробуем понять, почему же практически каждые два года сменявшие друг друга министры окружающей среды Украины с 2011 по 2015 год так и не смогли продвинуться в решении экологических проблем страны и реализовать хотя бы часть упомянутого Плана действий. Ответ прост, в эти годы страну лихорадило от бесконечных попыток раскачать ситуацию и устремлений маниакальной силы в сторону политически непродуманной и экономически авантюрной евроинтеграции. А с конца 2013 года вообще все пошло вразнос. Начало боевых операций против собственного народа требовало немалых расходов, тут не до экологических планов действий. Вот почему старый план выполнен не был, и новый министр решил разработать «новую» стратегию, поскольку время реализации старой было бездарно упущено его предшественниками.

Вернёмся к целевым показателям новой стратегии. Подкупает, несомненно, смелость заявлений и оптимистичность намерений объять необъятное. Приведём некоторые из них. Например, снизить энергоёмкость производства на Украине в 2 раза, а ресурсоёмкость на 40% на единицу ВВП. Чувствуете судьбоносную масштабность намерений? Хотелось бы знать, за счёт чего. Это же огромные инвестиции в производство и льготы производителям. Нет сомнений, что в минэкономразвития быстро охладят горячечное рвение министра и напомнят о необходимости поддерживать на ладан дышащего отечественного производителя и не морочить ему голову энергосбережением, а минфин напомнит о гражданской войне в стране и глобальном экономическом кризисе.
 
Хотелось бы также напомнить министру, что в отличие от 2010 года, когда у минприроды был целевой государственный экофонд, сегодня экологический налог на 80% поступает в местные бюджеты, а оставшиеся 20% попадают в общий фонд государственного бюджета, т.е. не направляются строго на решение экологических проблем. Средства на региональном уровне, по признанию самого господина Семерака, используются только на одну треть из-за полной неготовности местных чиновников.

Вот некоторые из других фантазий этой стратегии. Есть намерение к 2030 году увеличить долю водных объектов с хорошим экологическим состоянием с ноля до 30%, а долю сельского населения, которая использует централизованную канализацию с 2 до 80. И что характерно, пока обещания стратегии касаются проблем внутри страны, берутся любой сложности обязательства, пусть даже абсолютно несбыточные. Как только дело касается международных обязательств, где могут строго спросить за результат, грандиозность планов резко сдувается. В соответствии с Парижским климатическим соглашением Украина обязалась выйти на уровень выбросов парниковых газов в 60% от базисного уровня 1990 года. Это при том, что на 2015 год этот уровень составляет 38%.

Снизить к 2030 году объёмы выбросов в атмосферный воздух по отношению к 2015 в 5 раз обязуются разработчики стратегии. Как это сделать без внедрения стимулирующей экономической политики, направленной на категорию крупных предприятий — основных загрязнителей окружающей среды? Но ведь льготы промышленникам – это потери бюджета, кто же на это пойдёт сегодня в Украине?

Увеличить процент заповедности территории (удельный вес всех объектов природно-заповедного фонда от площади страны) за 15 лет с 6 до 15%! То есть, за предыдущие 10 лет этот показатель увеличился с 4 до 6%, а теперь резко возрастёт в 2,5 раза? За счёт каких ресурсов? Дай Бог, вам, господин Семерак, восстановить ущерб, нанесённый природно-заповедному фонду Донбасса в результате боевых действий, когда «вояки» ВСУ нещадно рубили реликтовую меловую сосну в Святых Горах на укрепления, а строевая сосна из национального парка вагонами уходила на продажу»

     — отметил Роман Кишкань.



Публикуем в Viber актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Источник:  https://dnr-online.ru
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~q9RZj
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *