Николай Зенин: «Взаимодействие и способность к интеграции — основа цифровой экономики»

Николай Зенин: «Взаимодействие и способность к интеграции — основа цифровой экономики»
21 Марта 2018

Курс на цифровизацию экономики в России взят совсем недавно, однако скорость интеграции цифровых технологий в бизнессреду уже впечатляет. Цифровые преобразования охватывают не только отдельные компании, но и целые отрасли, перестраивая их, меняя расстановку сил, создавая новые бизнес-модели

Наиболее последовательно по пути цифровой трансформации идет «Ростелеком», одним из основных драйверов развития которого становится предоставление комплексных сервисов на стыке телекома и IT. О том, что на самом деле является двигателем «цифровой экономики», насколько современная телеком-индустрия связана с IT и почему цифровые решения и высокотехнологичные сервисы становятся для бизнеса вопросом выживания, в интервью «Эксперту-Сибирь» рассказал вице-президент, директор макрорегио­нального филиала  «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Николай Зенин.

 — Николай Сергеевич, компания «Ростелеком» является активным участником и «локомотивом» государственной программы «Цифровая экономика», горизонтом которой обозначен 2024 год. Вам должно быть виднее, чем многим: на каком этапе пути к цифровому будущему мы находимся?

 — «Ростелеком», если говорить точнее, не локомотив, а фундамент, каркас, на котором строится «цифровая экономика». Программа принята в июле 2017 года, и мы как крупнейший по инфраструктуре оператор страны принимали участие в разработке всех пяти ее ключевых направлений.

«Цифровая экономика», или четвертая технологическая революция — это общемировой тренд. Цифровизация началась не вчера и даже не позавчера. «Умные» решения давно стали частью нашей повседневной жизни: безналичный расчет в магазинах, онлайн-покупки, охранные сигнализации и так далее. Но, конечно, о переходе к цифровой экономике можно говорить только тогда, когда все отрасли производства, соцсфера и население будут интегрированы в одну общую цифровую экосистему.

— В каких отраслях российской экономики сегодня наиболее активно применяются цифровые решения?

 — На первом месте, бесспорно, медиа и все отрасли, связанные с хранением, передачей и продвижением информации. Семимильными шагами в этом направлении движутся банки, страхование, розница — большинство уже давно начало сворачивать свое физическое присутствие и уходить в виртуальное пространство, оптимизируя расходы и увеличивая капитализацию с помощью новых инструментов. На подходе к внедрению «цифры» — логистика, транспорт в части навигации: беспилотники и убер-грузоперевозки могут появиться раньше, чем мы думаем. В начале пути промышленность — просто потому, что трансформировать производство сложнее, чем сервис. «Оцифровываются» и образование, здравоохранение, другие социальные сферы, государственные услуги давно стало проще получить в электронном виде.

 — Это гигантский объем данных. Насколько базовая инфраструктура в стране и Новосибирской области в частности способна обеспечить текущие и перспективные потребности в передаче, хранении и обработке данных? И как мы выглядим на фоне остального «цифрового» мира?

 — Сегодня количество подключенных к ШПД пользователей в нашей стране — порядка 70 процентов домохозяйств. Вычислительные мощности, объемы ЦОДов (центров обработки данных), размер и возможности «облаков» также позволяют говорить о том, что да, мы имеем инфраструктуру и все необходимое для развития «цифровой экономики». На нынешний день у одного только «Ростелекома» в стране сотни тысяч километров оптоволокна, 22 крупнейших ЦОДа — огромное количество площадок, стоек и серверов. Инфраструктура и вычислительные мощности — это и есть хребет цифровой экономики.

По количеству подключенных домохозяйств, скоростям доступа и качеству сетей мы находимся в десятке, если не в тройке стран-лидеров в мире. Если брать охват городов по всей России и Сибири в частности, у нас огромный процент подключений по «оптике», в то время как в той же Европе еще больше половины «медных» абонентов. Только в Сибири у «Ростелекома» около 900 тыс. физических абонентов, подключенных к Интернету по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС), и больше 100 тыс. подключенных по «оптике» корпоративных клиентов. Последние три года сибирский филиал показывает прирост по абонентской базе примерно на 10 процентов в год, и, думаю, мы сохраним этот темп, несмотря на то, что рынок близок к насыщению и конечен по количеству абонентской базы — мелкие игроки уходят, крупные консолидируют рынок.

 — Чем еще, кроме стандартного подключения к Интернету и предоставления ТВ, в новой цифровой реальности конкурируют провайдеры? Какие направления необходимо развивать компаниям, чтобы оставаться на рынке?

— Современный телеком-оператор — это целая экосистема, которая предполагает базис — стандартные услуги по подключению к сетям — и то, что нанизывается сверху. У «Ростелекома» это направления инновационного характера, которые мы развиваем, разработка собственных IT-платформ. В арсенале нашей компании сегодня решения по кибербезопасности, биометрическая платформа и РусГИС, интеллектуальный анализ данных, распределенный реестр — так называемый блокчейн, элементы промышленного индустриального Интернета, электронное правительство и так далее. И это именно то, что позволяет нам говорить: да, мы трансформируемся в цифровую компанию.

Это одна тенденция. Другая — интеграция. Естественно, мы привлекаем партнеров из разных областей — «цифровая экономика» без взаимодействия в принципе невозможна. Интеграционные межот­раслевые решения и взаимодействие разных сфер — один из ее столпов. Ведь в чем суть самых передовых достижений «цифровой экономики»? Простой пример — Uber. У главного таксопарка мира нет ни одной машины! У крупнейшей по капитализации компании есть цифровая платформа, и все. Новая реальность такова, что есть клиент, есть поставщик товара или услуг и есть тот, кто создает платформу, которая всех объединяет — он и является, по сути, двигателем «цифровой экономики».

— Массовый потребитель сейчас ждет «умных» сервисов? Он готов к этому? Что сдерживает рост?

— По тому, насколько быстро растет популярность опции «Интерактивное ТВ» (прирост по абонентской базе за последние два года составил 48 процентов), становится понятен основной тренд — курс на комфорт, который обеспечивают «цифровые» услуги. То же касается и технологий «умный дом». Все базовые решения на рынке в этом направлении мы предлагаем, число пользователей-новаторов — около 15 процентов.

Если говорить про бизнес-клиентов, активно пользующихся новыми услугами, то среди наших абонентов таких от 5 до 10 процентов в зависимости от региона, в Новосибирской области — около 7 процентов. Но мы видим, что потребитель зреет, меняется его ментальность.

Если раньше предпринимателю сложно было даже представить, что вся его информация, включая почту, бухгалтерию и клиентскую базу, будет храниться где-то там, в «облаке», — это было равносильно явке с повинной, то сегодня наши клиенты все активнее оптимизируют бизнес-процессы, внедряя инновации с помощью «облачных» решений. Услуги «Виртуальный ЦОД», «Видеонаблюдение», «Виртуальная АТС», «Wi-Fi-Hotspot» делают возможными удаленную работу сотрудников, создание общих центров пользования, проектных офисов и многое другое.

Темп развития и зрелость рынка сегодня таковы, что предприниматель вынужден делать этот выбор: либо самому содержать «железо», специалистов, обновление ПО и качественное сопровож­дение, либо довериться профессионалам и приобрести услугу надежного оператора. Этот выбор делает непростым иллюзия того, что если сервер стоит у вас под столом, а «железная» АТС висит на стене — это надежнее и безопаснее. Но практика показывает, что на деле все происходит ровно наоборот. И зачастую только после столкновения с кибератаками, поломками сервера и «утеканием» финансов бизнес убеждается в эффективности цифровых сервисов.

— То есть, цифровизация для бизнеса — это вопрос выживания?

— Безусловно. Бизнесом всегда движет экономическая эффективность, а внедрение цифровых технологий — это прямой путь к экономии издержек.

— У разного бизнеса разные потребности. Вы предлагаете индивидуальные решения для крупных промышленных предприятий или малого бизнеса?

— Любой бизнес-клиент — это всегда индивидуальное решение. Нет одинаковых решений для той же отрасли энергетики. Например, просто потому, что энергосбытовые организации интересует взаимодействие с массовым рынком, производителя энергии — совершенно другие вещи. Если в случае с «умным домом» для домохозяйств продукт можно поставить на поток и предлагать «коробочку» (коробочный продукт прост в использовании, легко устанавливается, имеет дружественный интерфейс), то в случае с бизнесом это всегда личный подход и индивидуальное решение.

— Какие «умные» проекты сибирский филиал «Ростелекома» планирует реализовать в 2018 году?

— Буквально на днях мы объявили о завершении большого проекта по строительству волоконно-оптических линий связи для предприятий рудника «Хиагда» в Бурятии. Общая протяженность новой ВОЛС составила 218 километров. Но кроме базовых услуг в виде Wi-Fi, VPN-канала, конференцсвязи между объектами и видеомониторинга производственных площадок, мы разрабатываем для Хиагды проект создания «Умного рудника», основанный на системе интеллектуального сбора и анализа данных с разных участков производства. В частности, в концепции есть опция, контролирующая безопасность труда — «Умная каска». Она предполагает оборудование касок рабочих видеоустройствами и датчиками контроля падения, распознавания алкоголя, геопозиционирования. И надо отметить, что проект уже заинтересовал руководство компании.

В настоящее время на предприятии холдинга «Сухой» тестируется пропускная система распознавания лиц на основе биометрической платформы. В активной фазе взаимодействие с МРСК Сибири по индивидуальным проектам в области энергетики, касающимся интеллектуального анализа тепловых сетей, построения учета электроэнергии с целью минимизации коммерческих потерь. Есть крупные проекты с банками по подключению «Wi-Fi-Hotspot» — Сбербанком, ВТБ. В прошлом году мы завершили работы по созданию информационной транспортной системы для XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске. Функционал программного продукта включает в себя онлайн-мониторинг и управление всем транспортом, обслуживающим Универсиаду (от легковых машин и пассажирских автобусов до автомобилей скорой медицинской помощи). Также система позволит информировать гостей, участников и горожан по вопросам транспортного обеспечения.

— Все проекты и разработки, которые вы описали, требуют серьезного подхода к обеспечению безопасности. Насколько активно ваши клиенты пользуются услугами по защите данных?

— К сожалению, пока в нашей стране отношение к кибербезопасности в массе своей остается легкомысленным. Тем временем Россия входит в число стран, которые наиболее подвержены кибератакам — наш центр мониторинга фиксирует атаки на российские сети каждые 8 секунд. Сегодня у «Ростелекома» крупнейший в стране центр кибербезопасности, работающий 24 часа в сутки. В компании реализуется комплекс защиты от DDos-атак — самой распространенной в мире проблемы в области кибербе­зопасности. Услуга защиты позволяет отражать атаки мощностью около 200 Гбит/сек. При этом стоимость услуги для юридических лиц пока весьма символическая — 10 руб­лей в час. Кроме того, мы предлагаем услугу тестирования сетей на киберугрозу — выявляем потенциально «слабые» места в сети клиента и формируем отчет для дальнейшего анализа и работы.

Юлия Гребенкина



Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Источник:  http://expert.ru
Короткая ссылка на новость: /~PmMdo
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: