Художница Юлия Киселева – профессионал без профильного образования

Художница Юлия Киселева – профессионал без профильного образования
18 Августа 2017

Подготовка к интервью с людьми творческих профессий для каждого журналиста – процесс особый. Можно постараться досконально вникнуть в суть процесса и подготовить «умные вопросы», пытаясь произвести впечатление эдакого профессионала. Можно сделать умный вид и, спровоцировав собеседника на длительный монолог, слушать его речи «с выраженьем на лице». Третий вариант, постараться построить беседу, базируясь не на тонкостях профессии, а на личностных качествах интервьюируемого.  Именно эта схема стала основой моей встречи с художницей Юлией Киселевой. Интервью, как такового даже не получилось. Войдя в уютный дом Юлии, я сразу замерла от восторга.  Картины на стенах привлекали сочными красками, разнообразием сюжетов и жанров, профессионализмом, с которым наложен каждый мазок. Но главным было даже не это, а почти физическое ощущение  тепла, исходившее от каждого полотна. Без сомнения, художница вкладывает частичку души в каждую из своих работ.

Я забыла подготовленные вопросы и наш диалог вылился в дружескую беседу.

— У меня нет художественного образования, - сразу удивила неожиданным признанием Юлия, - я эколог. Природу любила с детства, всегда ощущала тягу к прекрасному. В школе хорошо давалась химия, поэтому я легко поступила на такую, овеянную ореолом романтизма специальность, как экология. Мечтала защищать природу, бороться с теми, кто ее уничтожает. Но реальность оказалась иной: чисто техническая профессия. А после получения диплома – должность в исполкоме, многочисленные документы, заседания,  выступления перед депутатами местных советов. Единственными отдушинами для меня были "выезды из кабинета" для обследования деревьев и организация озеленения города.

— И вы начали рисовать, выбрав в качестве еще одной отдушины живопись?

— Нет, рисовать я начала немного раньше, еще будучи студенткой. После рождения старшего сына я ушла в декретный отпуск. Последние пару месяцев перед появлением ребенка на свет были наполнены массой свободного времени и мне захотелось рисовать.  К началу занятиями живописью подтолкнула мама. У моих родителей был большой дом и на стенах, по старинной моде, висели ковры. Пришел момент, когда "пылесборники" начали снимать, и чтобы стены не выглядели пустыми, мама попросила: «Юля, нарисуй пару акварелек». Я попробовала, получилось. Дальше были занятия с художниками, покупка всевозможной литературы и материалов, я даже ходила в школьный кружок по рисованию...я искала и пробовала все способы, чтобы научится рисовать. Первые «пробы кисти» понравились моим родителям, и это простимулировало меня к дальнейшей работе над собой и творческому росту.


— Юля, а как правильно сказать «рисовать картину» или «писать картину»?

— Я об этом не задумывалась. Про себя говорю "рисую". Возможно два этих понятия вошли в лексикон, чтобы отделять художников от простых людей, увлекающихся живописью. Ведь когда дети рисуют в школе или дома, никто не говорит, что они пишут. Из-за того, что я не училась в художественном училище, я долго не могла признать себя художником. Когда приезжала на бульвар Пушкина, то часто, смотря на других художников, имеющих профильное образование, дипломы художественного училища, института, мне казалось, что я нахожусь где-то на нижней ступеньке.

— Что вам помогло понять, что вы художница?

— Это произошло совсем недавно. Возможно, возымело действие то, что у меня появились ученики. Люди видели мои картины на бульваре Пушкина, подходили, рассматривали их и просили дать мастер-класс. Я говорила, что не имею профильного образования и не могу учить, даже указывала на недостатки моих полотен. Но в ответ слышала: «Нам нравится ваш стиль, и мы хотели бы получить от вас несколько уроков».


— Когда вы вышли на бульвар Пушкина со своими картинами, как вас встретили ваши коллеги?

— Выходя на бульвар первый раз со своими картинами, я очень волновалась. Даже подружку с собой взяла. Все переживания оказались напрасными, другие художники встретили меня очень доброжелательно. На бульваре всегда есть места и там могут выставлять свои картины все желающие. Очень многие из тех, кто там регулярно выставляет свои работы, тоже не имеют профессионального образования. Есть электрики, инженеры. Один мой соратник, пишущий прекрасные картины, оказался даже сотрудником шахты, отвечавшим за технику безопасности. Именно на бульваре я поняла, что можно не иметь профильного образования и писать картины, которые нравятся людям и можно закончить художественное училище и даже ВУЗ, но не стать художником.


— Впервые вы продали свою работу на бульваре?

— Нет, к моему большому удивлению, моими картинами заинтересовались еще во время моей работы в исполкоме. И частично благодаря этому я оттуда ушла, став художником. Я вешала свои работы на стенах в кабинете и однажды начальство попросило продать одну из картин на подарок для высоких гостей. Это было приятно и волнительно одновременно. Я по натуре перфекционист и постоянно  придираюсь к себе. В картинах сразу отыскала массу недостатков. Но человек, которому подарили мою работу, остался доволен. И я задумалась о возможности сделать свое хобби работой...


— Юля, вы много рисуете Донецк. Любите городские пейзажи?

— Да, окружающий мир прекрасен в целом. Природа великолепна во всех ее проявлениях. Я очень люблю городской пейзаж, ведь это тоже природа. Чаще всего, когда рисую городской пейзаж, стараюсь, чтобы на первом плане были какие-то деревья, цветы. Но иногда возникает желание так построить композицию, чтобы  на полотне взгляд привлекали просто дома. Хочется отразить гущу строений, по аналогии с гущей деревьев в лесной чаще. Например, на улице Постышева, одной из немногочисленных узких улочек нашего города, славного своими широкими проспектами.  Я рисовала эту улицу, где нет деревьев, но высокие здания, машины и трамвай создали нужное очарование картины. Даже полностью урбанистический пейзаж может быть прекрасен.


— То, что вы рисуете, как-то зависит от вашего настроения?

— У любого человека настроение переменчиво. Нарисовав городской пейзаж сегодня, я начинаю писать цветы. А вот недавно вернулась с отдыха на море и на подходе несколько картин с видами завораживающей водной стихии.

— Портреты не пишете?

— Я не портретист. Для этого надо основательно учиться, в том числе и постигать основы анатомии и физиологии. Но в моей творческой судьбе были прецеденты, когда мне заказывали писать портреты. Я отказывалась и даже пыталась порекомендовать заказчикам коллег, специализирующихся именно на портретах. Однако, люди были непреклонны и хотели, чтобы портрет для них написала именно я.

Еще одним опытом написания портрета стала акция «Бессмертный полк». Увеличить очень старую фотографию не было возможности, поэтому знакомые попросили меня написать по ней портрет их героя.

— Вы пишете картины и на заказ. Что чаще всего просят изобразить?

— Да что угодно. Вот сейчас собаку буду рисовать. Человек хочет запечатлеть свою охотничью собаку на фоне красивого пейзажа.

Цветы часто заказывают: сирень, незабудки. Это выполняю с большим удовольствием. Недавно рисовала сирень. Заказчица хотела композицию, где этот цветок будет в одном букете с ромашками, в белой плетеной корзине. Видимо, это была какая-то картинка, запавшая в душу и женщине захотелось визуализировать мечту.

— Анималистика – тоже ваш жанр?

— Я могу рисовать животных, но постоянно этого не делаю. Были заказы на своих любимцев -  котов.  Какое-то времяя рисовала животных в природе – пара лебедей в пруду под ветками склонившейся ивы, снегири с веткой рябины,  лошадей на закате.

— Как возможно рисовать животных  с натуры?

— Наверное возможно, но тяжело. Ведь ни кошка, ни собака не будут долго сидеть в одной позе. Как и пейзажи, я рисую животных по фотографиям. Даже с помощью фотоаппарата трудно уловить момент, чтобы удачно запечатлеть домашнего любимца заказчика. Например, одна из них захотела портрет своей кошки, и мы долго пытались подловить усатую модель, пока она не села у окна в нужной нам позе и то всего лишь на пару секунд.

С натуры могу писать только цветы и то потому, что изображаю их в импрессионисткой манере. А если писать реалистично, прорисовывая каждую деталь, то букет завянет до того, как картина будет закончена.

—Получается, что вы предпочитаете работать в мастерской, а не на пленере?

— Пленер - это прекрасно, но когда гуляешь по красивым местам без этюдника и материалов, то помогает фотоаппарат. Когда не было возможности фотографировать, люди делали зарисовки карандашом, чтобы помнить,  где и что расположено. А если не было с собой цветных карандашей, то записывали даже цвета. Фотоаппарат с точностью цвета не передаёт и нарисовать по фото из интернета сложно. Но если художник фотографировал сам, то он сохранил впечатление и вдохновение от вида и реалистичность картины гарантирована.

Не пленере можно рисовать небольшие этюды, без прорисовки деталей.  Есть еще такая сложность, как постоянно меняющееся расположение солнца. А картина рисуется не полчаса и не час. Например, картина на которой изображён вечерний Донецк... сумерки и сиреневое небо будут в вашем распоряжении всего-то от силы час.

Еще один недостаток работы на пленере – мошки, садящиеся и прилипающие на масляные краски, ветер, от которого картина будет улетать. Но все-таки я люблю иногда посидеть с этюдником и просто порисовать для удовольствия.


— Рисуя виды Донецка, вы сами делали предварительные снимки?

— По Донецку люблю кататься на велосипеде, впечатляюсь видами и воплощаю их в картинах. Рисовать легче по своим снимкам, чтобы вкладывать впечатления в картину.

Я нарисовала приблизительно 100 видов Донецка в разное время года, с разного ракурса. Кроме Донецка, рисовала Петербург, Ялту, Рим и другие города, где я бывала и от которых осталось вдохновение.

— Юлия, ваше увлечение стало для вас источником заработка. Поэтому не могу не спросить, когда пишете картины, вам важно, чтобы они нравились людям, или остался еще и момент творческой самореализации?

— Даже если бы я не нуждалась в деньгах, то все равно рисовала бы, рассчитывая на мнение людей. Картины для меня как дети. Хочется, чтобы они были пристроены. Если что-то людям не нравится, то куда мне их девать? Не на потолок же крепить или в шкаф складывать. И таких картин есть немного, нарисованных только для себя. Рисовать я люблю всё, сам процесс люблю. Почему бы мне тогда не ориентироваться на людей, принося радость и себе, и другим.

Рисуют художники для себя или для людей? Если задуматься, то можно однозначно ответить, что для людей. Даже проводили такой опрос среди художников. Предлагали дать достаточно денег, купить картины, а потом их уничтожить. Художники не соглашались. Если бы и мне сказали, что купят картины, а потом их сожгут, я бы тоже не согласилась.

— Если картины для вас как дети, то вам, наверное, важно и то, в какие руки они попадут? Может быть так, что вам не понравился человек, а он хочет купить вашу работу?

— Я хорошо отношусь к окружающим и считаю, что плохих людей почти не бывает.  Чтобы определить, плохой человек или хороший, нужно углубляться в философию.  Когда говорят «плохой человек», то сразу возникают ассоциации: вор, убийца или просто злой. Но если ему понравилась картина, может быть она в чем-то его спасет и заставит пересмотреть свои жизненные ценности. Когда кому-то условно "плохому" нравится картина, значит все-таки любит красоту, значит что-то светлое, что-то позитивное в его сердце уже присутствует.

Бывают случаи, когда кто-то уже заказал работу, но я вижу, что конечный результат его не устраивает. Однако, он чувствует себя обязанным забрать картину, думая, что мне ее некуда девать. Я никогда не настаиваю на этом, деньги для меня не настолько важны, важно, чтобы картина нравилась. А картина обязательно понравится кому-то другому.
— Бывает, что вы не продаете, а дарите картины?

— Бывает и очень часто. Но никогда не делаю этого без предварительной диагностики человека.  Например, если я еду к кому-то в гости и еще не знаю его вкусов, его отношения к живописи, я не повезу ему картину. Ведь есть люди, которые не любят картины или у них определенный дизайн интерьера. Но если общение с человеком уже было, и он выразил позитивное отношение к моему творчеству, то я могу преподнести картину в качестве подарка.

— Как люди выбирают картины, когда вы стоите с ними на бульваре Пушкина?

— Бывает по количеству денег, иногда по размеру. Или попросили подарить что-то конкретное, берёзы или орхидеи. И для этих людей картины все одинаковые. Но это редко.  Часто людей привлекает определенное полотно. Они стоят, смотрят на него, и если  им не хватает денег, то делаю скидку, отдаю дешевле и испытываю радость внутри, ведь  моя картина пришлась сильно по душе этому человеку. Это второй вариант обмена энергией кроме денег.

Дополнительная положительная энергия поступает, когда покупатель потом позвонил, сказал, что картина понравилась всем домашним, может быть даже прислал фотографию из своего домашнего интерьера, где она висит.

— Зависти или конкуренции на бульваре нет?

— Нет, мы как единый коллектив соратников, единомышленников. Наши встречи – это колоссальный обмен опытом. Я со многими там подружилась, когда рискнула уйти с работы в исполкоме, где у меня была стабильная зарплата и госпенсия в будущем. Ни о чем не жалею, ведь сейчас у меня любимая работа и прекрасный коллектив. Если даже появится возможность продавать картины дома, то я всё равно буду выходить на бульвар Пушкина ради бесценного общения с коллегами.

Беседовала Ольга Стретта


Нашли ошибку?
Выделите ее
и нажмите Ctrl + Enter

Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~1q2S4
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости




Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *