«…и превратились в белых журавлей» - притча о любви и смерти

«…и превратились в белых журавлей» - притча о любви и смерти
2 Марта 2018

Ясное голубое небо, прозрачное синее озеро, воздух, наполненный упоительной свежестью, ястреб, воркующий с пичужкой… Всё это может показаться бредом идеалиста, мечтающего о совершенном мире или картиной рая в представлении глубоко верующего человека. А кто-то скажет, что такой может быть лишь абсурдная картина, рожденная в уме не совсем адекватного человека.

Абсурдной казалась первые полчаса и пьеса Александра Селина «Светлое будущее», поставленная на малой сцене Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра им. М.М. Бровуна под названием «…и превратились в белых журавлей». Те, кто пришел на восстановленный спектакль, первый раз, кто не видел его довоенную редакцию, так и решили – это драматургия в жанре абсурда. Но развитие сюжета показало, что зрители стали свидетелями сценического воплощения глубокого философского произведения с элементами научно-фантастических размышлений автора, не сомневающегося в бессмертии души, но старающегося объяснить это с точки зрения законов физики. Впрочем, пьеса не об этом.

Впервые на малой сцене донецкой муздрамы спектакль «…и превратились в белых журавлей» появился в 2012 году. На зрителей он произвёл ошеломляющее впечатление. Необычным было всё – сама форма пьесы, сюжет, постановка Василия Маслия, для которого 6 лет назад это стало одной из первых режиссерских работ. Нетривиальным выглядело и сценическое пространство, оформленное художником-постановщиком Владимиром Медведем в виде треугольной песочницы, символизировавшей мир, в котором оказались герои, ту наносекундную вспышку, сведшую вместе двух юных советских солдат и их немецкого ровесника. Особым украшением спектакля, обострявшим самые трогательные моменты, стало применение песочной анимации, созданной Татьяной Гориной.

«…и превратились в белых журавлей» видели не только донецкие зрители. До начала военных действий спектакль показывали в Киеве, где он тоже никого не оставил равнодушным. А когда Донецк переживал самые тяжелые обстрелы этот шедевр смогли оценить и российские любители театра во время гастролей коллектива.

На какое-то время спектакль ушел из репертуара. Но его поклонники хотели встретиться с героями снова, показать постановку своим друзьям и близким, обсудить, оценить. Да и сам сюжет, связанный с войной, остается актуальным для дня сегодняшнего. Поэтому «…и превратились в белых журавлей» восстановили. Тот же режиссер-постановщик, тот же художник-постановщик, та же песочная анимация и нетривиальное сценическое пространство, но полностью обновленный актерский состав. А это значит, что и спектакль можно считать другим и его просмотр станет интересен даже тем, кто не раз видел довоенную версию.

На премьере на малую сцену вышли совсем молодые актёры, почти ровесники персонажей. Играли с полной отдачей, на оголённом нерве. Играли так, что зрители осознавали – сейчас перед ними не Александр Рыбчинский, Дмитрий Фёдоров и Андрей Кочедыков, а студент из политеха Алексей, башкирский паренёк Ринат и немецкий юноша Зигфрид. Их взаимоотношения – свидетельство того, что войны ведут не простые люди, а правящая верхушка. И если бы не большая политика, то эти молодые люди не убили бы друг друга. Они нашли бы общий язык, они могли жить, строить, созидать, создавать семьи. Но самая жестокая в истории человечества война сделала их врагами. Оказавшись в идеальном мире в момент наносекундной вспышки сознания, они не питают ненависти друг к другу, так как все трое любят синь неба, прозрачную воду озера, шелковистую зеленую траву.

Александр Рыбчинский, обозначенный в программке как Первый, сыграл героя по имени Алексей, убежденного коммуниста, свято верящего в идеальное светлое будущее. Лидер по характеру, он остается деятельной натурой в любой ситуации и пытается объяснять всё происходящее с точки зрения науки. Александр максимально вжился в образ, его игра была настолько искренна, что даже во внешности усматривались отпечатки эпохи, в которую жили герои. Порой казалось, что он не замечает ничего вокруг и даже если бы в этот момент в зале начался бы какой-нибудь форс-мажор, он не заметил бы этого. Ведь из образа молодой актер не вышел и при выходе на поклон. Впереди у Александра Рыбчинского еще много интересных работ, а он сам – представитель актерской династии – доказательство того, что дети бывают талантливее родителей.

Самым экспрессивным был Второй – башкирский паренёк Ринат, отлично сыгранный Дмитрием Фёдоровым (не путать с его полным тёзкой артистом-вокалистом муздрамы). Призванный на фронт юноша никогда ни в кого не стрелял, тем не менее умел обращаться с винтовкой лучше студента-политехника. Ему хватило отваги не спрятаться в окопе, не повернуться спиной к врагу, хоть ненависти к немцам он и не питал. В его сердце была мама, а в воспоминаниях – вкуснейший бешбармак, который она готовила, символ тихой мирной жизни. Дмитрий сыграл человека, полностью лишенного агрессии, не помнящего зло, не способного затаить обиду и не скрывающего свои чувства и эмоции. По сути молоденький солдатик из Башкирии Ринат – большой ребенок, с чистой, светлой душой, готовый любить, творить, созидать. И делать это не ради «светлого будущего», а просто потому, что любит мир, в котором живёт.

Третий. Так в программке назван юный немецкий солдат Зигфрид, роль которого досталась Андрею Кочедыкову. Его герой получился эдаким «истинным арийцем», всеми силами демонстрирующим, что характер у него «стойкий, нордический», но по сути остающимся простым бюргером с самыми обычными человеческими качествами. Зигфрид – продукт своей эпохи, винтик той страшной смертоносной машины, которую создали пропагандисты Третьего Рейха. Он шёл воевать за своё, немецкое «светлое будущее», которое видел не глазами фашистских лидеров. Но в его сердце в это время жили не высокие идеи, громогласно преподносящиеся с высоких трибун, а обыкновенные человеческие чувства и мысли.

Есть в спектакле и еще одно действующее лицо – Женщина в белом. Роль без слов. Но требует большой отдачи от актрисы, так как героиня должна мимикой и пластикой выражать своё отношение к происходящему, вынося троим солдатам то котелки с едой, то матрац для отдыха, то учебники. В возобновлённом спектакле эту ангельскую сущность воплотила Юлия Шафир.

Как и 6 лет назад «…и превратились в белых журавлей» не оставляют равнодушным никого. Как и раньше, многие зрители не могут сдержать слёз в финале. Как и в первой редакции, эта постановка несет в себе мощный пацифистский посыл. И сегодня он звучит даже громче. Ведь обстрелы в Донбассе не стихают и почти ежедневно гибнут такие же юные мальчишки с обеих воюющих сторон, как герои пьесы.

Перед премьерным показом с журналистами пообщалась генеральный директор - художественный руководитель муздрамы Наталья Волкова:

— Этот спектакль был взят в наш репертуар по инициативе Марка Матвеевича Бровуна в 2012 году. Пьеса произвела на него сильное впечатление. Поставить ее было предложено, на тот момент молодому, режиссёру Василию Маслию. В принципе, это его первая режиссерская работа по такому серьезному материалу. Тогда этот спектакль пользовался огромной популярностью у зрителей. Сейчас мы решили его восстановить. К этому материалу мы вернулись уже с другим его осознанием, поскольку сейчас все находимся в такой страшной войне и абсолютно по-другому воспринимаем слова этих молодых людей, героев пьесы. Ребята в этом спектакле играют молодые, их возраст совпадает с персонажами пьесы. Актеры, может быть, еще не опытны, но они пропускают этот материал через себя и настолько искренне это делают, что мы им верим.

Поверили и зрители, покидавшие малую сцену, пережив ураган эмоций. А кто-то, возможно и то состояние, которое именуется катарсис – глубокое духовное очищение под впечатлением от высокого искусства.

Ольга Стретта

Количество показов: 301


Публикуем в Вконтакте актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~zSYh2
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *