История Google+: Почему Facebook победил

История Google+: Почему Facebook победил
25 Июля 2017

«Мы должны создать социальную сеть — или мы рискуем всем».

Именно эта мысль стояла за попыткой Google создать конкурента Facebook — Google+. Именно она раз за разом звучала на встречах главного разработчика проекта Вика Гундотры с высшим руководством компании.

В конце концов Гундотра, харизматичный и политически подкованный специалист, убедил Ларри Пейджа, — одного из учредителей Google, который почти 10 лет не вмешивался в работу компании напрямую и лишь в начале 2011 года вернулся в неё в качестве генерального директора, — перевернуть все с ног на голову ради развития нового направления.

«Вик постоянно зудел у Ларри над ухом: Facebook нас убьёт, Facebook нас убьёт, — говорит один из бывших менеджеров Google. — Я почти уверен, что он просто запугал Ларри. И вуаля: у нас есть Google+».


Вик Гундотра

На дворе стоял 2010 год. Объективно говоря, было совершенно не похоже, что хоть что-то способно подорвать позиции Google. Компания давно доминировала на рынке онлайн-поиска и быстро становилась крупным игроком на рынке смартфонов благодаря Android. К тому времени Google уже нанёс на свои карты большую часть мира, проиндексировал миллионы книг и начал присматриваться к созданию беспилотных автомобилей.

Но, несмотря на все эти успехи, казалось, что интернет-гигант вообще ничего не смыслили в социальных медиа. Длинный список промахов и ошибок компании легко найти в самом Google: Orkut, соцсеть, запущенная за несколько дней до Facebook в 2004 году и тут же безнадёжно от него отставшая; Reader, культовый RSS-канал, запущенный в 2005 году и закрытый в 2013-м; Wave, невразумительная платформа для общения; и, конечно же, Buzz, злополучная социальная сеть, интегрированная в почтовый сервис Gmail, которая уже через пару месяцев после запуска в 2010-м вызвала всеобщее возмущение из-за проблем с конфиденциальностью.

18 грандиозных провалов Google

Пока Google терпел неудачу за неудачей, Facebook рос и становился влиятельнее. К 2010 году стоимость Facebook оценивалась в 14 млрд долларов, а число пользователей приближалось к 500 млн — и все это были аккаунты с настоящими именами, днями рождения, фотографиями и яркими новостями. При всех своих огромных возможностях и рыночной капитализации около 200 млрд долларов Google упускал большую часть этих данных. Хуже того: Facebook переманивал все больше и больше сотрудников Google.

«На нас немного повлиял провал Google Buzz: мы пытались понять, где мы ошиблись и что делать теперь? Facebook по-прежнему казался угрозой нашему существованию»

     — говорит Пол Адамс, бывший член UX-команды Google+, работавший над созданием Circles, а затем перешедший в Facebook.

Взлёт и падение Google+

Решив создать соцсеть, которая смогла бы потягаться с Facebook, Google громко заявил о своих амбициях. Но вскоре проект Google+ был практически свернут — тихо, не привлекая лишнего внимания.

Сначала Google объявил, что откажется от требования использовать учётную запись Google+ при входе в другие сервисы Google, такие как YouTube. Это был явный сигнал о том, что компания отказалась от идеи заставить всех в мире использовать свою социальную сеть.

Затем она начала выделять самые популярные функции платформы, такие как «Фотографии» и «Hangouts», в отдельные сервисы. Google+ был запущен с большими амбициями, но без чётко определенной цели. А когда от амбиций мало что осталось, пришлось задуматься над тем, как ещё пользователи могли бы использовать соцсеть.

В 2010−2011 годах Google очень боялся, что Facebook лишит его пользователей, сотрудников и рекламодателей. Он пытался реагировать на изменения быстро, но его попытки были крайне неуклюжими — гигантская компания не поспевала за молодым проворным стартапом.


Ларри Пейдж

Google запустил свою соцсеть, не имея чёткого представления о том, что будет отличать её от Facebook в глазах пользователей. Компания сделала ставку на харизматического лидера и упорно игнорировала тревожные симптомы, такие как отсутствие роста пользовательской базы. Google продолжал придумывать и вводить все новые функции, даже когда значительная часть аудитории и думать забыла про Google+.

Медленная смерть Google+ — хороший пример того, как крупная технологическая компания оказывается неспособна на инновации, когда ей угрожает опасность. Проект Google+ действительно привёл к появлению новых полезных сервисов и способствовал разработке более полной системы идентификации пользователя, которая и теперь продолжает приносить пользу Google. Увы, сама соцсеть при этом совершенно не могла тягаться с конкурентами.

«Google+ привёл к появлению бесшовной системы идентификации во всех продуктах Google. Теперь пользователи могли войти в любой сервис, используя одну и ту же идентификационную информацию, — говорит Пунит Сони, бывший менеджер Google, который работал над созданием соцсети. — Google знал, кто ты такой. Но сама соцсеть так и не стала ещё одной площадкой для продвижения товаров и услуг».

На этом фронте Facebook продолжал выигрывать.

100-дневный марш

У Google+ были все отличительные черты крупного проекта технологической корпорации: кодовое имя (Emerald Sea), искусственно установленный дедлайн (100 дней до запуска!), отдельное засекреченное здание и мощная PR-кампания в момент выхода.

«Мы превращаем Google в платформу для социального взаимодействия на таком уровне и в таких масштабах, которые не имеют прецедентов в истории компании. Мы вложили в этот проект гораздо больше труда по сравнению с любыми предыдущими начинаниями»

     — заявил Гундотра в интервью Wired в 2011 году, когда был запущен Google+.

«Это было абсолютное безумие, — вспоминает бывший сотрудник Google+ о скорости и интенсивности работы в решающие первые месяцы. — Лучший способ добиться успеха в экосистеме Вика — быть быстрым. Ему нужно, чтобы постоянно что-то происходило. Возможно, ему стоило бы больше работать над стратегией».


Сергей Брин

С точки зрения других подразделений компании, подход Google+ представлял собой нечто экстраординарное. Как правило, проекты Google начинаются как скромные эксперименты отдельных подразделений или даже сотрудников, после чего растут и развиваются естественным образом. Над проектом Buzz, непосредственным предшественником Google+, работало всего около десяти человек. Тогда как новой соцсетью занимались более 1000 человек, собранных из самых разных подразделений. Один из сотрудников, который в это время работал над другим проектом, вспоминает, как все недоумевали: «Куда это делись наши инженеры?»

Google отказался от своей сложной внутренней системы видеоконференций и обязал сотрудников использовать видеочат Google+ Hangouts, качество которого в то время оставляло желать лучшего. Даже премии сотрудников были привязаны к успеху Google+. Секретность, особое положение, близость к генеральному директору — все это сформировало у сотрудников весьма специфическое отношение к проекту. Как замечает один из них, «мы казались чем-то совершенно отдельным» от остальной компании.

Окончательный продукт был представлен миру 28 июня 2011 года. В нем было несколько новых функций: круги общения; способ группировки контактов, который позволял определить, кто из друзей будет видеть ваши записи; Hangouts для групповых видеочатов; фотоальбом с довольно сносными инструментами для редактирования фотографий. Однако СМИ, пользователи и даже некоторые сотрудники Google не замедлили отметить, что Google+ слишком похож на Facebook с небольшой примесью Twitter.

«Когда сервис был запущен, мы подумали: „Это же то же самое, что и Facebook. И откуда столько шума? Это просто ещё одна социальная сеть“», — говорит бывший сотрудник Google, который не участвовал в проекте.

С ним согласен другой разработчик, лично приложивший руку к созданию Google+:

«Было столько шума — а в итоге то, что мы сделали, оказалось совершенно обычным».

«Это не работает»

Конечно, легко судить об успехе проекта задним числом, но многие сотрудники Google+ заявляют, что уже самые первые данные указывали на проблемы новой социальной сети.

Google смог быстро привлечь миллионы пользователей на новую площадку, но причина была исключительно в его гигантском охвате.

«Если посмотреть на показатели отдельных пользователей, все сразу становилось ясно: люди не отправляли сообщения, не посещали страницы больше одного раза, да и вообще не спешили пользоваться продуктом, — говорит один из бывших сотрудников компании. — Спустя шесть месяцев с начала проекта всем стало ясно, что на самом деле это не работает».

Некоторые винят в провале иерархическую структуру подразделения Google+. Руководство отдела считало успех единственным вариантом развития событий. Неудачи и негативные данные особо не обсуждались.

«Принято было считать, что для взлёта нам не хватает лишь ещё одной какой-нибудь странной функции», — говорит все тот же сотрудник. За следующие два года Google заметно доработал свой видеочат и добавил новые алгоритмы редактирования фотографий и поиска. Многие из новых функций заслужили высокую оценку экспертов, но репутации Google+ в целом это мало помогло.

Как Google лишает вас свободы

Оглядываясь назад, многие сотрудники и аналитики говорят, что у Google+ не раз был шанс выделиться, — скажем, сервис мог бы сосредоточиться на мобильной аудитории и обмене сообщениями, тех двух областях, до которых ещё не дотянулся Facebook. Возможно, сработала бы и система отдельных автономных приложений, а не единая перегруженная функциями платформа. Увы, никто не думал о том, чтобы создать что-то новое. Компания пыталась переиграть Facebook на его поле.

«Мы не понимали, что главная сила Facebook — социальные связи, — говорит Адамс, бывший сотрудник Google по работе с пользователями. — Это как если бы у вас был старый и тесный ночной клуб, где вы хорошо проводите время, и вдруг кто-то построил рядом что-то блестящее и новое. Может быть, новый клуб и лучше в техническом смысле, но кто захочет бросить свою компанию? Людям не нужен был ещё один Facebook».

Крис Уэзерелл, основатель Google Reader — одного из первых «социальных» проектов компании, — считает, что у провала Google+ были более фундаментальные причины. «Дело не в том, что Google чем-то отличался от Twitter или Facebook, — говорит он. — Просто это был неподходящий проект в неподходящее время».

Распад (и восстановление?) Google+

К началу 2014 года, меньше чем через три года после «большого старта», команда Google+ переехала из своего отдельного здания в кампус, подальше от Пейджа. В апреле того же года Гундотра объявил, — через Google+, конечно, — что покидает компанию ради «нового путешествия».

Сотрудники Google, которым довелось с ним поработать, говорят, что все эти три года он то вдохновлял подчинённых пылкими речами, то словно пытался расколоть их на несколько враждующих лагерей; к тому же он здорово раздражал другие отделы, навязывая им Google+. Возможно, Гундотру оберегала его близость к Пейджу, но долго так продолжаться не могло.

Через год с лишним после увольнения из Google Гундотра все ещё не объявил о новой остановке в своём «путешествии». Бывшие коллеги говорят, что он действительно в основном путешествует и расслабляется. «Но он слишком молод, чтобы уйти на покой, — уверен один из них. — Он непременно возьмётся за что-то ещё».

Google+ возглавил Дэвид Бесбрис, который помогал запустить социальную сеть, но всего через полгода его сменил Брэдли Горовиц, один из старших менеджеров Google.

Вскоре после этого Google начал упоминать свою соцсеть под новым названием: Google Streams. Но и это не принесло сервису популярности.

Постепенно Google+ распался на множество мелких приложений вроде Google Фото. Через несколько лет, когда сервис окончательно загнётся, какой-нибудь сотрудник Google просто опубликует длинный список функций, которые были устранены в рамках обычной весенней генеральной уборки. И где-то в середине списка проницательный читатель увидит слово Google+.

Евгения Сидорова

Источник:  https://ru.insider.pro
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~TixmC

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости