Как сделать из своих сотрудников предпринимателей и зачем это нужно вашей компании

Как сделать из своих сотрудников предпринимателей и зачем это нужно вашей компании
30 Мая 2018

Анна Верба, CEO и сооснователь группы компаний «Актив», рассказывает о том, как им удалось интегрировать систему интрапренерства, зачем вообще «растить» сотрудников до внутренних предпринимателей и почему развитие автономных проектов внутри компании — это выигрышная стратегия управления инновационным бизнесом.

Что такое интрапренерство

Предпринимательский подход стал духом времени современных организаций. Растущая тенденция во многих корпоративных культурах заключается в том, чтобы «растить» инициативных людей с предпринимательской жилкой и поощрять в них предпринимательский дух.

Интрапренерство дает талантливым специалистам возможность запустить автономный проект в рамках компании, у которого есть все шансы «взлететь» и превратиться в полноценный бизнес. Такой формат идеально подходит для сотрудников, у которых есть тяга к запуску своего дела, но нет оборотных средств и стартового капитала.

Переход на систему управления, основанную на развитии интрапренерства — это то, что вы можете интегрировать в свой бизнес с целью обеспечения конкурентных преимуществ в качестве мотивированных сотрудников и получения более высоких результатов. Такой подход уже опробовали такие корпорации, как Apple, Google, General Motors и Facebook.

Все начинается с идеи

2015 год был для нас пилотным. На момент старта интеграции системы интрапренерства под крылом материнской компании находилось три самодостаточных проекта. Первый — финансовая академия «Актив», второй  — сервис по аренде, продаже и сопровождению 1C «Актив-софт», третий — платформа для проведения вебинаров eTutorium.

Финансовая академия долгое время специализировалась на очном обучении финансовых специалистов. Столкнувшись с проблемой «уже всех переучили», когда в регионе почти не осталось организаций, которые не прошли бы у нас международную сертификацию финансистов, появились мысли о расширении бизнеса. В том числе, за счет выхода в онлайн. Имея в арсенале команду разработчиков, идейного лидера и все необходимые ресурсы, был создан сервис для проведения вебинаров. Сегодня это отдельный проект.

Сотрудники компании

В 2017 году компетенции финакадемии легли в основу запуска проекта Finassessment. Это сервис онлайн-тестирования финансовых специалистов, который также успел трансформироваться в полноценный бизнес.

Идея следующего проекта была инициирована нашими клиентами с целью улучшения сервиса по аренде 1С в облаке и возможностью сделать его более стабильным, надежным, легким в использовании и доступным по цене. Так родился проект EWolk — управление выделенными и виртуальными серверами с комплексными решениями для бизнеса.

Эти истории иллюстрируют понятие внутреннего предпринимательства.

Свобода действий с ограниченным бюджетом

В каждом проекте свой стиль управления, атмосфера, традиции… И бюджет с конкретными целями и задачами, который принимается раз в год и учитывает стратегию компании. Готовит бюджет непосредственно сам интрапренер и накануне начала финансового года защищает его перед фаундерами, которые выступают в качестве инвесторов и обеспечивают не только финансирование, но и ресурсы в виде бизнес-инфраструктуры. Они включают: офис, CRM с ip-телефонией, а также услуги по ведению бухгалтерского учета, юридического сопровождения, технической поддержки, IT-разработки и так далее.

Внутренние предприниматели, по сути, выступают внутренними клиентами и заказчиками услуг бизнес-инфраструктуры компании. Бывает, что интрапренера не устраивают расценки и тогда он вправе искать исполнителя на стороне.

Задача интрапренера — обеспечить результат и самостоятельно искать решение проблем. Для создания сильной и мотивированной команды вполне нормально «схантить» сотрудника из другого проекта. Между проектами возникает здоровая конкуренция, которая стимулирует команды достигать лучших результатов.

Такой подход побуждает основателей переходить на управление по результатам, не включаясь в процесс и операционное управление лидера. Интрапренеры получают свободу действий в принятии решений, которая ограничивается лишь статьями бюджета. Поскольку ответственность за результат интрапренеры несут самостоятельно, то они сами заинтересованы в контакте с фаундерами с целью внести при необходимости корректировки. Получается, что система управления, основанная на принципах внутреннего предпринимательства, сама себя контролирует. К тому же, когда эта система направлена на то, чтобы обеспечить лучший сервис для своих клиентов, то подобный подход полностью себя оправдывает.

По результатам взаимодействия и финансовым показателям первого года принимается решение о долевом участии интрапренера в проекте, после чего он становится полноценным бизнес-партнером.

«Изнанка» внутреннего предпринимательства

Приняв решение перейти на систему управления бизнесом, основанную на принципах внутреннего предпринимательства, будьте готовы к тому, что вас будут испытывать на прочность и веру в свои убеждения, а именно сопротивляться и саботировать.

Из личного опыта скажу, что из трех топов — руководителей проектов — интрапренерами стали лишь двое. Получился своего рода business test case на способности к предпринимательской деятельности. Но и это еще не показатель.

Как и любой бизнес, внутренний проект подвержен кризисам. В том числе и кризису роста. В этот период особенно важно «держать голову в холоде», не допустить увлечения процессом и вовремя развернуть бизнес в направлении получения результата и роста прибыли. Но если все же была допущена фатальная ошибка, исправить которую невозможно или финансово невыгодно, то лучше, на мой взгляд, продать бизнес или технологию или заморозить (закрыть) и тем самым прекратить финансовые потери, высвободив ресурсы для новых идей.

За время моей предпринимательской деятельности (более 14 лет), мы вынуждены были заморозить два проекта на общую сумму более $250 тысяч. Один уже на этапе seed, а второй на pre-seed с инвестициями в MVP (год разработки) более $130 тысяч.

Тем не менее считать расходы на эти проекты убытками — не совсем корректно, на мой взгляд. Опыт, навыки, компетенции, технологические it-разработки — весь этот багаж знаний и наработок лег в основу новых проектов.

Что касается soft skills интрапренера, то это тема отдельной статьи. Скажу лишь, что высокий уровень компетенций не всегда приводит к высоким результатам. И наоборот, лидер с недостающим уровнем бизнес-компетенций, но с теми же ценностными установками, что и у фаундеров, стремящийся к постоянному росту, быстро учится и достигает очень хороших результатов. На сегодняшний день в группе компаний три интрапренера в статусе бизнес-партнера и двое, кто по итогам 2018 года претендует на эту роль.

А что с финансовым менеджментом?

Раз в квартал интрапренеры и основатели собираются вместе с целью подведения итогов, обсуждения перспектив и при необходимости корректировки бюджета. В условиях постоянных скачков курсов валют этого сложно избежать.

Сотрудники компании

При распределении ежеквартальной прибыли 10% перемещается в резервный фонд, а 30% идут на развитие внутренних проектов. Как только проект начинает приносить прибыль и проходит стадию окупаемости, он автоматически становится донором для новых стартапов.

Почему вам нужна интрапренерская система?

  • Она стимулирует переход на бизнес-модель, где основные принципы — обслуживание внутренних клиентов на коммерческой основе и ведение корректного делового сотрудничества.

  • Со временем внутренние предприниматели вырастают до исполнительных лидеров компании. Они достигают высоких результатов, поскольку понимают и чувствуют бизнес на всех его уровнях.

  • Когда интрапренеры работают над решением проблем, они способствуют росту других талантливых лидеров и тем самым стимулируют процессы для блага всей компании.

  • Система интрапренерства дает больше возможностей компании разработать оптимальную концепцию диверсификации, распределить ресурсы и определить действия для сбалансированности портфеля.

Анна Верба, CEO и сооснователь группы компаний «Актив»

Количество показов: 163


Публикуем в Facebook актуальные анонсы статей, выбранные редакцией Делового Донбасса
Источник:  https://rb.ru
Короткая ссылка на новость: http://delovoydonbass.ru/~tnwvV
Добавить новый комментарий


Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:












Viber DelovoyDonbas/

Просканируй, чтобы подписаться

Viber



000

000






Последние новости

 

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Email *